ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНОГО КАРКАСА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОТДЫХА И ТУРИЗМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены структура и особенности природного каркаса Белгородской области, выявлены наиболее распространенные типы ландшафтов, их недостатки и достоинства с точки зрения организации рекреационных территорий. Проанализирована специфика формирования территорий отдыха и туризма в структуре природного каркаса Белгородской области. Выявлены взаимосвязи природных особенностей территории и развития пространств отдыха и туризма на различных функциональных и иерархических уровнях. Определены перспективные направления развития туристско-рекреационных территорий с учетом особенностей природного каркаса Белгородской области.

Ключевые слова:
природный каркас территории, рекреационные ресурсы территории, рекреация, туризм, территории отдыха и туризма, центры туризма
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Обеспечение  устойчивого развития населенных мест является одной из наиболее  актуальных задач современной государственной политики России в области архитектуры и градостроительства [1]. В настоящее время многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий развития территорий рассматривают отдых и туризм как одно из перспективных направлений. В принятой Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»,  туризм рассматривается как одно из важнейших направлений,  влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации  [2].

Для каждого края, области, автономного округа развитие территорий отдыха и туризма происходит с учетом их региональных особенностей. Все большее значение приобретает развитие сферы отдыха и туризма в отдельных регионах, и в том числе Белгородской области. В современных условиях в Белгородской области отдых и туризм признаны одним из приоритетных направлений регионального развития. Однако важной проблемой развития отдыха и туризма в  регионе остается проблема градостроительного формирования рекреационных территорий с учетом региональных особенностей и конфигурационных свойств территории Белгородской области.

Основная часть. Рассмотрим закономерности формирования территорий отдыха и туризма в системе расселения Белгородской области. Известно, что отдых и туризм являются, прежде всего, ресурсориентированной отраслью. Туристические и рекреационные ресурсы имеют прямую взаимосвязь с природным каркасом территории.

Природный каркас территории - это сложная соподчинённая система взаимоувязанных природных компонентов, дающих систематизированную аналитическую информацию о качестве и значимости природных и природоподобных территориальных комплексов. Природный каркас является формированием, характеризующимся пространственной структурой и вертикальной яростностью. В его составе имеются элементы, различные по функциям, экологическому значению и регламенту использования [3]. Очевидно, что природно-экологический каркас оказывает решающие влияние на конфигурационные показатели систем расселения в целом, и в частности на формирование и развитие территорий отдыха и туризма.

Белгородская область находится в центре Европейской территории России. Территория области занимает южные и юго-восточные склоны Среднерусской возвышенности. Поверхность территории представляет собой несколько приподнятую равнину, по которой проходят юго-западные отроги Орловско-Курского плато Среднерусской возвышенности, расчлененного многочисленными речными долинами и густой овражно-балочной сетью. Это плато – главная водораздельная возвышенность, определяющая речную систему притоков Днепра от речной системы притоков Дона. Вся территория области изрезана сетью рек бассейнов Северского Донца, Дона и Днепра. Северная часть области находится в лесостепной зоне, юго-восточная часть – в степной зоне. В настоящее время Белгородская область, как староосвоенный регион, представляет собой измененные антропогенные ландшафты, характерные для аграрно-индустриальных районов. Из земель, не подвергнутых коренному преобразованию, лишь третья часть занята относительно хорошо сохранившимися лесами, лугами, степями.

Специалисты в области географии и геоэкологии выделяют в структуре  экологического каркаса различные компоненты: ядра, буферные зоны, экологические коридоры [4]. Традиционно ядрами природно-экологических каркасов считаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Но в староосвоенных регионах  ООПТ чаще всего занимают весьма незначительную территорию. В частности, в Белгородской области сеть ООПТ составляет 0,08 % от общей площади, при этом она представлена разрозненными, локальными, точечными элементами. В структуре  экологического каркаса области около 40 % территории приходится на овражно-балочные комплексы, как на самые распространённые элементы ландшафта региона. Значимое место в структуре экологического каркаса занимают лесные  массивы (29 % площади каркаса), в настоящее время крупные леса сохранились  по долинам р. Оскол, Северский Донец, Ворскла, Тихая Сосна, в наибольшей степени представлены в западной, более мягкой и влажной части области. Значительная доля экологического каркаса принадлежит лугово-пойменным территориям (22,2 %), протягивающимся узкими полосами вдоль рек [5].

В своей работе по выявлению экологического каркаса Белгородской области специалисты в области географии, в частности Стаценко Е.А. выделяют в качестве ядер экологического каркаса земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий. Овражно-балочные  комплексы в данной структуре занимают промежуточное положение, являясь одновременно ядрами экологической стабильности и экологическими коридорами. В качестве экологических коридоров выступают так же зоны водоемов и лесозащитные полосы. Водоохранные и санитарно защитные зоны выступают в качестве буферных зон. Рекреационные пространства в структуре городов и поселений области рассматриваются как точечные элементы (рис. 1).

 

 

https://pp.vk.me/c628524/v628524237/38cd8/31T2aXKwSxI.jpg

Рис. 1. Соотношение различных компонентов в структуре природного каркаса Белгородской области

 

 

Проведенный анализ структуры природного каркаса Белгородской области позволяет выделить несколько типов территорий туристско-рекреационного использования, перспективных к развитию в Белгородской области, по режиму доступа рекреантов:

- особо охраняемые природные территории ООПТ (заповедники, природные парки), представляющие интерес для познавательного туризма;

-территории ограниченного рекреационного пользования включают в себя территории, прилегающие к ООПТ и сложившимся лесничествам, данные территории не являются местами массового отдыха, однако могут быть частично доступными для организванной рекреации и туризма;

-территории массового отдыха и туризма, включающие места массового отдыха и туризма, являются общедоступными для всех возможных видов отдыха, как для организованной, так и для неорганизованной рекреации;

-рекреационные территории в структуре селитебных территорий (городов, поселков городского типа, сел);

 

Рис. 2. Природный каркас Белгородской области. Сост. Крушельницкая Е.И.

 

 

Наиболее распространенными тенденциями формирования территорий отдыха и туризма в Белгородской области является формирование территорий отдыха вдоль береговых линий рек и озер, а так же тяготение к лесным массивам. Однако, из всех выше рассмотренных элементов природного каркаса Белгородской области овражно-балочные комплексы являются наиболее перспективными и оптимальными для организации рекреационной деятельности. Ландшафты данного типа являются малопригодными для строительства и других видов антропогенной деятельности и  занимают значительную площадь. При этом овражно-балочные ландшафты являются наиболее специфичными для Белгородской области и сохраняют высокое разнообразие луговых и лугово-степных видов растительности, нередко обладают высокими эстетическими характеристиками и становятся местами  неорганизованной рекреации местного населения. Эстетический аспект в свою очередь, играет важнейшую роль при организации территорий отдыха. Территории отдыха, обладающие большим пейзажным разнообразием и эстетической ценностью при равенстве  других свойств, как правило, пользуются большим спросом среди рекреантов. Многие исследователи считают, что эстетическая ценность территории зависит от морфологической структуры ландшафта (внутренней структуры природного комплекса, насыщенности территории фокусными пунктами, визуальной связи с другими природными комплексами)  и насыщенности территории краевыми контрастами (лес-поле, равнина-холмистая местность, суша-водная поверхность и т.д.). Овражно-балочные ландшафты, как правило, обладают высоким пейзажным разнообразием, за счет своей морфологии. И хотя восприятие эстетики пейзажа является субъективным понятием, гармония и композиция являются понятиями, изученными в различных областях знания, в том числе  в архитектурной композиции и градостроительстве, что дает возможность внести объективность в изучение вопросов эстетики овражно-балочных ландшафтов. С точки зрения архитектурной композиции данные ландшафты обладают следующими объективными свойствами выразительности: 1) конраст (наиболее выразительным контрастом облают ландшафты данного типа с выходом меловой породы на поверхность т.к в этом случае присутствует не только контраст форм, но и контраст фактуры и цвета); 2) естественная пластика формы; 3) разнообразная фактура; 4) сложные светотеневые отношения ( в виду неоднородности морфологии); 5) многообразные цветовые отношения ( в виду разнообразия растительного покрова); 6)  сложный ассиметричный силуэт ( силуэт овражно-балочных комплексов может быть различным: замкнутым, полузамкнутым, разомкнутым и.т.д).

 

 

Ovragi

 

Рис. 3. Характерные свойства эстетической выразительности пейзажей овражно-балочных ландшафтов

и их эмоциональное воздействие на рекреантов. Сост. Крушельницкая Е.И

 

При всех различных возможностях использования овражно-балочных ландшафтов, они не редко бывают превращены в свалки промышленных и бытовых отходов (что часто происходит на окраинах городов или вблизи городской черты) и приводит к тому, что профильтрованные через них атмосферные осадки попадают в городские водоемы. Непродуманное вторжение в овражно-балочные комплексы приводит к изменению экосистем балок – изменение и уничтожение видового состава растительности и животного мира. Изменение экологического состояния овражно – балочных систем имеет непосредственное влияние на экологию города. Рационально и экономически выгодно превращать овражные системы в экологически чистые ландшафтные ниши, обустраивать под рекреационные зоны [6]. Анализ сети территорий отдыха и туризма Белгородской области, показывает, что данный тип ландшафта на сегодняшний день мало задействован в организации рекреационных зон области. В связи с этим актуальной задачей для специалистов архитекторов и градостроителей становиться оптимизация использования данных ландшафтов, а так же планировочная организация рекреационных зон с учетом их морфологии. Необходимо определить градостроительные принципы проектирования территорий отдыха и туризма на овражно-балочном рельефе, позволяющие сохранить экологическое равновесие данных экосистем. Градостроительные принципы должны обеспечивать охрану природного ядра овражно-балочных комплексов за счёт рационального функционального зонирования территории. Зонирование территории производится  в целях регулирования рекреационных нагрузок, и может производиться методом пространственной дифференциации территорий, как в продольном, так и в высотном направлениях либо по направлению движения основной массы рекреантов. Менее ценные в рекреационном отношении зоны выделяются для мест массовой концентрации рекреантов и предприятий по их обеспечению (места стоянки и кострищ, спортивные сооружения, сеть общественного питания и т. п.). Как правило, данными территориями являются вершины склонов и участки с незначительным уклоном. Они привлекательны в эстетическом отношении, так  как открывают панорамный обзор природного комплекса и имеют множество видовых точек. Еще одним достоинством данных участков является транспортная доступность. Наиболее ценные в экологическом отношении территории (для овражно-балочных комплексов - это как правило, склоновые участки и днища оврагов в которых сохраняется высокое ботаническое разнообразие) отводятся для собственно рекреационной деятельности, экскурсии, рыбная ловля, отдых на лоне природы. Регулятором потоков рекреантов  как средства охраны рекреационных ресурсов является рациональное трассирование дорожно-тропиночной сети. Так как Белгородская область является маловодным регионом, одним из наиболее перспективных вариантов организации рекреации  может послужить обводнение участков овражно-балочных комплексов, обладающих гидрографическим потенциалом.  Обводнение позволит повысить рекреационную привлекательность овражных-балочных ландшафтов.

Особое место в структуре природно-экологического каркаса Белгородской области занимают так же техногенные ландшафты: отработанные меловые карьеры, песчаные карьеры, места открытой добычи руд и т.д. При организации территорий рекреационно-туристического назначения техногенные ландшафты  могут представлять определенный интерес [7]. В современных условиях спонтанно формируется спрос на туристические ресурсы разнотипных карьеров и карьерных водоемов. Меловые карьеры, для которых характерны футуристические формы рельефа, являются не отталкивающим, а наоборот притягательным ресурсом [8].

Техногенные ландшафты зачастую находятся в городской среде. Значительные пространства, отведенные под развитие промышленного производства, либо исчерпали свои резервы, либо морально устарели. Поэтому достаточно остро стоит вопрос вторичного использования земельных ресурсов, восстановление нарушенных территорий. Адаптация депрессивных городских пространств и их возвращение к активному использованию  могут восполнить существующий дефицит функций той или иной части города. Подобные экологические программы способствуют изменению принципов градостроительного проектирования и строительства, формируя новую архитектуру и, следовательно, качественно новую среду обитания человека [9]. Техногенные ландшафты могут обладать высокими пейзажными характеристиками, в особенности это касается меловых отработанных карьеров. Выходы меловой породы на поверхность обладают эффектными пейзажными показателями, особенно в летний период времени за счет контрастности фактуры меловой породы. Выработанные меловые, песчаные и глиняные карьеры в некоторых случаях могут так же подвергаться обводнению, что будет способствовать повышению их привлекательности для рекреаантов. Рекреационная рекультивация техногенных ландшафтов в данный момент является одним из перспективных направлений развития туристско-рекреационной системы Белгородской области. Мировая практика демонстрирует множество  удачных примеров иллюстрирующих результаты данного подхода. На месте разрушенных горнотехнической деятельностью исходных ландшафтов могут быть созданы условия для развития сети туристических маршрутов и объектов туризма [10].

Выводы. Наибольшее распространение на территории Белгородской области имеют овражно-балочные ландшафты, являясь сложными для организации строительства, они  зачастую обладают высокими пейзажными характеристиками и при рациональной планировке, могут служить для организации рекреационных зон.   Конкретные приемы планировочной организации рекреационных территорий  должны соответствовать требованиям, направленным на выявление экологической, экономической и эстетической эффективности принятых решений. Главными задачами для специалистов в сфере архитектуры и градостроительства при организации территорий отдыха и туризма в Белгородской области на сегодняшний день становятся: градостроительный анализ и оценка пейзажных характеристик овражно-балочных комплексов, с целью выявления территорий наиболее пригодных для организации рекреационной деятельности; поиск  рациональных  планировочных решений по организации рекреационных территорий на овражно-балочном рельефе; поиск рациональных методов экологического и функционального зонирования сложного рельефа при организации рекреационных зон. Следующим перспективным направлением в развития системы туристско-рекреационных территорий в Белгородской области является рекультивация нарушенных территорий. Следование данному направлению развития  будет способствовать  восстановлению экологического равновесия на депрессивных территорий, и увеличению площади рекреационных территорий, что особенно актуально для городов Белгородской области.

Список литературы

1. Перькова М.В., Борзых Е.А. Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке г. Строитель // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 6. С. 134-139.

2. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

3. Гриднев Д.З. Природно-экологический каркас территории - основа принятия градостроительных решений в составе документов территориального планирования муниципальных образований [Электронный ресурс]. URL: http://terraplan.ru/arhiv/55-1-31-2011/938-630.html (дата обращения: 01.03.2016)

4. Крушельницкая Е.И., Перькова М.В. Становление и развитие архитектурно-планировочной организации туристско-рекреационных территорий : монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 142 с.

5. Стаценко Е.А. Планирование объектов экологического каркаса в структуре землеустройства Белгородской области: Автореф. дис. канд. геогр. наук. Белгород, 2012. 23 с.

6. Ковалев С.Н. Развитие оврагов на урбанизированных территориях: Автореф. дис. канд. геогр. наук. М., 2009. 24 с.

7. Крушельницкая Е.И., Перькова М.В. Формирование территорий рекреационно-туристического назначения в малых и средних городах Белгородской области / Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции // МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С.44

8. Perkova M.V., Raschenko A.V., Lesovik V.S., Kalinin Y.M. and Babaev V.B. Combinational Analysis of Architectural Shaping Based on Crystal Lattice of Minerals // World Applied Sciences Journal. 2014 T. 30. № 12. С. 1182-1888

9. Margarita V. Perkova, Natalia G. Blagovidova and Kseniya M. Tribuntseva, 2015. Features of Design of Ecovillages in Depressed Areas in the City. Research Journal of Applied Sciences, 10: 608-619.

10. Рощупкина О.В. Рекультивация нарушенных территорий как метод реабилитации ландшафтов. Зарубежный опыт и перспективы применения в Белгородской области: сб. материалов конф. Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова // Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. С. 1920-1925.


Войти или Создать
* Забыли пароль?