Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагает понимание гражданской позиции как общей ориентации ребенка на духовно-нравственные ценности и готовности их защищать, что особенно рельефно проявляется в опасных обстоятельствах жизни – экстремальных ситуациях. Автор прослеживает краткий генез феномена гражданской позиции ребенка в контексте общего понимания безопасного развития детства как успешного решения ребенком возрастных задач развития. Для ребенка гражданин – тот, кто огражден (защищен), но и кто сам способен ограждать (защищать) других. Примеры детского героизма и подвижничества в истории и современности свидетельствуют о существовании неведомой конструктивной силы ребенка, в то время как псевдогражданская позиция подросткового экстремизма, неверные ориентиры в духовно-нравственной сфере порождают асоциальные и антисоциальные формы поведения, что оказывается деструктивным для субъекта и социума.

Ключевые слова:
гражданская позиция, безопасное развитие, сила ребенка, опасная/экстремальная ситуация, духовная без- опасность, детский героизм, экстремизм.
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: /В.В.Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. 511 с.+Доп. Материалы [Электронный ресурс;URL://http www.znanium.com]

2. Абраменкова В.В. Безопасность детства в образовательной среде в системе «Ребенок - Ребенок»: героика против экстремизма// Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2017 г. / под общ. ред. Р.Ф. Идрисова, Т.В. Волосовец, А.П. Андреева, Р.А. Андриановой, А.П.

3. Безопасность Евразии - 2002: Энциклопедический словарь-ежегодник. - М. : Книга и бизнес, 2003.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008

5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml

6. Дети - жертвы террора в новейшей истории: проблемы исторической памяти. //Материалы 1-го Международного форума /Под ред. И.А. Альтмана и К.М. Фефермана, Москва - Владикавказ, 2014

7. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага «Авиценум», 1984. С 335

8. Любимов Л.Л. Российская школа: воспитание гражданственности. //Вопросы образования, 2013, №1, с. 278-300

9. Марттила, Е. Мученики ленинградской блокады [Электронный ресурс] / Е. Марттила, С. Магаева. - М. : Cестричество во имя Преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2006. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1001273018

10. Печерская А.Н. Дети-герои Великой отечественной войны. М.: Дрофа Плюс, 2012, 251 с.

11. Почётная книга «Горячее сердце» 2017. М.: ИД «Качество жизни», 2017. - 172 с.

12. Слободчиков В.И., Антропологическая перспектива отечественного образования.// Москва - Екатеринбург: - 2009 - 280 с.

13. Средневековая Европа глазами современников и историков. / В 5-ти частях. Часть вторая «Европейский мир X-XV вв.». М.: Интерпракс., 1994г.

14. Чернышкова М. П., Дебольский М. Г. Криминальная субкультура в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, и профилактика её распространения // Прикладная юридическая психология. - Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2016. - № 2 (35). - С. 41-47. - ISSN 2072-8336.

15. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс ; [пер. с англ. А. В. Лызлова] ; под ред. [и с предисл.] Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 416 с. С. 179

16. Freud, А. An experiment in group upbringing / A. Freud, S. Dann // The psychoanalytic study of the child. - 1951. - № 6. - P. 127- 168.

17. Ungar, M. A Constructionist Discourse on Resilience : Multiple Contexts, Multiple Realities among At-Risk Children and Youth / M. A. Ungar // Youth & Society. - 2004. - Vol. 35, № 3. - Р. 341-365.

18. Werner, E. E. Journeys from Childhood to Midlife: Risk, Resilience, and Recovery by Emmy E. Werner and Ruth S. Smith / E. E. Werner, R. S. Smith. - N. Y., NY: Cornell University Press, 2001.

19. Werner E., Smith R. Vulnerable but Invincible: A Longitudinal Study of Resilient Children and Youth.- N. Y. : McGraw-Hill, 1989.

Войти или Создать
* Забыли пароль?