В статье рассмотрена современная динамика проходящих сейчас на территории Китая процессов миграции населения и урбанизации. Показано, что жители деревень и сел переезжают в поисках лучшей жизни в большие города. Однако этот процесс не поддерживается властями, потому что влечет за собой значительные негативные последствия. В городах становится большое количество жителей, которые мешают эффективному функционированию транспорта, здравоохранения. Поэтому правительство Китая создало программу для того, чтобы обеспечить перераспределение населения в крупных городах путем переселения в средние и малые агломерации.
население, урбанизация, миграция населения, транспорт, здравоохранение, Китай, оптимизация структуры населения.
На современном этапе своего социально-экономического развития Китай, располагающий крупнейшим в мире населением, достигшим к 2018 г., по оценкам WB, 1386,4 млн чел., столкнулся с достаточно серьезной проблемой в сфере демографии. Сущность проблемы состоит в постоянном возрастании численности мигрирующего по стране населения.
По мнению экспертов, проблема проявилась после проведения аграрной реформы в деревнях, при переходе на систему семейной подрядной ответственности, что приводило к «высвобождению» большого числа крестьян – сельской рабочей силы.
Бывшие крестьяне-земледельцы устраивались на местные (поселковые) предприятия, которые быстро развиваются, но определенная часть крестьян направилась в города в поисках работы. Подобный большой поток мигрантов является очень хлопотным для властей, так как напряженными становятся поездки в общественном транспорте, также возникают проблемы в здравоохранении. Так, мобильному населению удается обойти официальную демографическую политику («одна семья – один ребенок»), хотя около 70% женщин-мигрантов часто имеют не более 2 детей.
Местные власти стремятся контролировать данное положение. В некоторых провинциях муниципалитеты требуют предъявлять сертификат на планирование семьи, с описанием семейного положения, наличия детей. Без этих документов не осуществляется прием на работу.
Также миграция осложняет процесс урбанизации в Китае, благодаря тому, что происходит большой приток мигрантов. Это отражает данный процесс в стране, так как численность населения в городах с каждым годом значительно увеличивается. В стране возрастает количество городов с миллионным населением, в которых проживает большинство людей.
Сейчас почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. чел., 48% – с населением свыше 1 млн чел. Доля малых и средних городов с числом жителей 50–100 тыс. чел. невелика [1; 2].
В больших городах образуются проблемы нехватки источников энергии и сырья, транспорта, формируются недочеты в системе образования, в сферах занятости, обеспечения жильем, наметилось обострение экологической ситуации. По этой причине политика государства направлена на то, чтобы ввести жесткое ограничение на численность населения в крупных городах.
Плотность населения в крупнейших городах Китая составляет сейчас: 2,1 тыс. чел. на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. – в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей. Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. [1]
В больших городах обеспечить жильем население труднее, чем в малых. Большинство жилых помещений не отвечает современным требованиям. В холодный период года они отапливаются плохо, для того чтобы обогреть квартиру применяются печи и небольшие котельные, что также провоцирует загрязнение воздуха. Вода в городах плохого качества, ее недостаточно. Более 150 городов страны страдают от нехватки воды, ее не хватает не только возросшему городскому населению, но и промышленным предприятиям.
Также в городах с большим количеством населения возникают проблемы городского транспорта, который долгое время не обновлялся, при провозе жителей используются старые, изношенные машины. Нагрузка на транспорт огромная – в Пекине перевозится в среднем 10 млн пассажиров в день. Многие жители города для того, чтобы избежать давки в общественном транспорте, пользуются велосипедом.
Кроме того, сложность с неконтролируемыми темпами урбанизации способствует росту преступности. До 40% преступлений, которые совершаются в крупных городах, связаны именно с приезжими. Это все вызывает тревогу у властей. Власти создали законодательные акты, которые жестко ограничили разрастание городов гигантов, создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.
При рассмотрении динамики удельного веса постоянного городского населения в Китае в период 2006–2015 гг. можно зафиксировать, что он повышался с 44,34% в
Для решения возникающих проблем в КНР разработана демографическая программа, целью которой стало ограничение негативных последствий стихийной миграции населения в крупные города страны [12; 13; 14].
Согласно «Национальному плану урбанизации нового типа», удельный вес постоянно проживающих в городах должен увеличиться до 60%, а численность населения с городской пропиской должна возрасти до 45% к
При сохранении темпов роста удельного веса постоянного городского населения к
Если данная тенденция сохранится, то можно сделать прогноз, что цель, которая поставлена в «Национальном плане урбанизации нового типа» не будет достигнута. Если брать во внимание то, что снижаются ограничения для получения городской прописки, то можно предположить, что в городских жителей с пропиской будет более 50%.
Основной проблемой, с которой в этой ситуации могут столкнуться власти Китая, становится необходимость борьбы с бедностью, поскольку оказывающиеся в городах, где нет равных прав с постоянными горожанами, люди испытывают трудности с получением городской прописки, возможности работать. Причем нередко встречается нечестное поведение работодателя, который пользуется дешевой рабочей силой. Поэтому, для того, чтобы повысить доходы населения, а также уменьшить бедность в стране, необходимо своевременно провести структурные реформы на всей территории современного Китая.
[1] С аналогичными проблемами сталкивались многие страны, прошедшие ранее Китая по пути так называемого «догоняющего развития». Среди них наиболее ярким примером может служить Республика Корея (РК), как одна из первых новых индустриальных экономик Азии [3; 4; 6; 7; 8; 9; 10]. В РК также отмечаются заметные перекосы в локальном распределении населения страны, почти половина которого проживает в столичном регионе Большого Сеула, вместившего ряд соседних, ранее отдельных, городов. Демографический переход с подобными последствиями наблюдался и в Российской империи после
1. Баженова Е.С. 1 300 000 000. Население Китая. Стратегия развития и демографической политики / монография. Москва, 2010. - 304 с.
2. Богданова А.В., Петухова А.Н., Романова И.В. Из истории демографии Китая // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 15. - С. 433-434.
3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается//Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 1. - С. 60-71.
5. Гладков И.С. Менеджмент Москва, 2016. (3-е издание переработанное и дополненное). 216 с.
6. Гладков И.С. Опыт антикризисного управления в Республике Корея//Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 5. - С. 80-88.
7. Гладков И.С. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии) / Москва, 2000. - 104 с.
8. Гладков И. Сеул в фокусе экономической жизни страны//Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 10. - С. 26-28.
9. Гладков И.С. Реалии и перспективы «Чуда на реке Хан»//Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 1997. - № 1-2 (84-85). - С. 13.
10. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. Москва, 1996. - 107 с.
11. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Развитие российской промышленности в XIX - начале XX веков // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 72-76.
12. Киреев А.А. Изменения демографической политики Китая // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2015. - Т. 2. -№ 2 (22). - С. 15-17.
13. Перова А.Ю., Луппов М.А. Управленческие решения Коммунистической партии Китая по вопросам демографии // В сборнике: Орфановские чтения Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2016. - С. 38-41.
14. Ранжурова Н.С. Трудовая миграция в Китайской Народной Республике // В сборнике: Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - X материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Министерство образования Российской Федерации, Бурятский государственный университет, Восточный институт; Институт Внутренней Азии; Институт филологии и массовых коммуникаций. - 2016. - С. 39-40.
15. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. - 2017. - № 12. - С. 14-27.