CURRENT DEMOGRAPHIC PROCESSES IN CONTEMPORARY CHINA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the current dynamics of the processes of migration and urbanization taking place in China. It is shown that the villagers move in search of a better life in the big cities. However, this process is not supported by the authorities, because it entails significant negative consequences. In the cities there is a large number of residents who interfere with the effective functioning of transport, health care. Therefore, the Chinese government has established a programme to ensure the redistribution of the population in large cities through resettlement in medium and small agglomerations.

Keywords:
population, urbanization, migration, transport, health, China, optimization of population structure.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

На современном этапе своего социально-экономического развития Китай, располагающий крупнейшим в мире населением, достигшим к 2018 г., по оценкам WB, 1386,4 млн чел., столкнулся с достаточно серьезной проблемой в сфере демографии. Сущность проблемы состоит в постоянном возрастании численности мигрирующего по стране населения.

По мнению экспертов, проблема проявилась после проведения аграрной реформы в деревнях, при переходе на систему семейной подрядной ответственности, что приводило к «высвобождению» большого числа крестьян – сельской рабочей силы.

Бывшие крестьяне-земледельцы устраивались на местные (поселковые) предприятия, которые быстро развиваются, но определенная часть крестьян направилась в города в поисках работы. Подобный большой поток мигрантов является очень хлопотным для властей, так как напряженными становятся поездки в общественном транспорте, также возникают проблемы в здравоохранении. Так, мобильному населению удается обойти официальную демографическую политику («одна семья – один ребенок»), хотя около 70% женщин-мигрантов часто имеют не более 2 детей.

Местные власти стремятся контролировать данное положение. В некоторых провинциях муниципалитеты требуют предъявлять сертификат на планирование семьи, с описанием семейного положения, наличия детей. Без этих документов не осуществляется прием на работу.

Также миграция осложняет процесс урбанизации в Китае, благодаря тому, что происходит большой приток мигрантов. Это отражает данный процесс в стране, так как численность населения в городах с каждым годом значительно увеличивается. В стране возрастает количество городов с миллионным населением, в которых проживает большинство людей.

Сейчас почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. чел., 48% – с населением свыше 1 млн чел. Доля малых и средних городов с числом жителей 50–100 тыс. чел. невелика [1; 2].

В больших городах образуются проблемы нехватки источников энергии и сырья, транспорта, формируются недочеты в системе образования, в сферах занятости, обеспечения жильем, наметилось обострение экологической ситуации. По этой причине политика государства направлена на то, чтобы ввести жесткое ограничение на численность населения в крупных городах.

Плотность населения в крупнейших городах Китая составляет сейчас: 2,1 тыс. чел. на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. – в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей. Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. [1]

В больших городах обеспечить жильем население труднее, чем в малых. Большинство жилых помещений не отвечает современным требованиям. В холодный период года они отапливаются плохо, для того чтобы обогреть квартиру применяются печи и небольшие котельные, что также провоцирует загрязнение воздуха. Вода в городах плохого качества, ее недостаточно. Более 150 городов страны страдают от нехватки воды, ее не хватает не только возросшему городскому населению, но и промышленным предприятиям.

Также в городах с большим количеством населения возникают проблемы городского транспорта, который долгое время не обновлялся, при провозе жителей используются старые, изношенные машины. Нагрузка на транспорт огромная – в Пекине перевозится в среднем 10 млн пассажиров в день. Многие жители города для того, чтобы избежать давки в общественном транспорте, пользуются велосипедом.

Кроме того, сложность с неконтролируемыми темпами урбанизации способствует росту преступности. До 40% преступлений, которые совершаются в крупных городах, связаны именно с приезжими. Это все вызывает тревогу у властей. Власти создали законодательные акты, которые жестко ограничили разрастание городов гигантов, создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

При рассмотрении динамики удельного веса постоянного городского населения в Китае в период 2006–2015 гг. можно зафиксировать, что он повышался с 44,34% в 2006 г. до 49,95% в 2010 г. и 56,11% к 2016 г. То есть, всего за одно десятилетие он возрос практически в 1,27 раза. Подробнее процессы урбанизации в Китае представлены на рис. 1.

Для решения возникающих проблем в КНР разработана демографическая программа, целью которой стало ограничение негативных последствий стихийной миграции населения в крупные города страны [12; 13; 14].

Согласно «Национальному плану урбанизации нового типа», удельный вес постоянно проживающих в городах должен увеличиться до 60%, а численность населения с городской пропиской должна возрасти до 45% к 2020 г.

При сохранении темпов роста удельного веса постоянного городского населения к 2020 г. в Китае ожидается 61,02% горожан.

Если данная тенденция сохранится, то можно сделать прогноз, что цель, которая поставлена в «Национальном плане урбанизации нового типа» не будет достигнута. Если брать во внимание то, что снижаются ограничения для получения городской прописки, то можно предположить, что в городских жителей с пропиской будет более 50%.

Основной проблемой, с которой в этой ситуации могут столкнуться власти Китая, становится необходимость борьбы с бедностью, поскольку  оказывающиеся в городах, где нет равных прав с  постоянными горожанами,  люди испытывают трудности с получением городской прописки, возможности работать. Причем нередко встречается нечестное поведение работодателя, который пользуется дешевой рабочей силой. Поэтому, для того, чтобы повысить доходы населения, а также уменьшить бедность в стране, необходимо своевременно провести структурные реформы на всей территории современного Китая.

 

[1] С аналогичными проблемами сталкивались многие страны, прошедшие ранее Китая по пути так называемого «догоняющего развития». Среди них наиболее ярким примером может служить Республика Корея (РК), как одна из первых новых индустриальных экономик Азии [3; 4; 6; 7; 8; 9; 10]. В РК также отмечаются заметные перекосы в локальном распределении населения страны, почти половина которого проживает в столичном регионе Большого Сеула, вместившего ряд соседних, ранее отдельных, городов. Демографический переход  с подобными последствиями наблюдался и в Российской империи после 1861 г. Развивавшаяся по схожему пути Россия столкнулась не только с быстрым ростом численности населения в целом, но и городского, в частности, со всеми последствиями такого «прорывного» экономического и демографического роста (см.: [5; 11]).

 

References

1. Bazhenova E.S. 1 300 000 000. Naselenie Kitaya. Strategiya razvitiya i demograficheskoy politiki / monografiya. Moskva, 2010. - 304 s.

2. Bogdanova A.V., Petuhova A.N., Romanova I.V. Iz istorii demografii Kitaya // Studencheskaya nauka i XXI vek. - 2017. - № 15. - S. 433-434.

3. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 5. - S. 77-84.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2018 g.: pod'em prodolzhaetsya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2019. - № 1. - S. 60-71.

5. Gladkov I.S. Menedzhment Moskva, 2016. (3-e izdanie pererabotannoe i dopolnennoe). 216 s.

6. Gladkov I.S. Opyt antikrizisnogo upravleniya v Respublike Koreya//Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2006. - № 5. - S. 80-88.

7. Gladkov I.S. Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya novyh industrial'nyh stran (na primere stran Vostochnoy Azii) / Moskva, 2000. - 104 s.

8. Gladkov I. Seul v fokuse ekonomicheskoy zhizni strany//Aziya i Afrika segodnya. - 1999. - № 10. - S. 26-28.

9. Gladkov I.S. Realii i perspektivy «Chuda na reke Han»//Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' - Observer. - 1997. - № 1-2 (84-85). - S. 13.

10. Gladkov I.S. Ekonomika i mirohozyaystvennye svyazi promyshlenno razvityh i razvivayuschihsya stran. Moskva, 1996. - 107 s.

11. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Razvitie rossiyskoy promyshlennosti v XIX - nachale XX vekov // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2009. - № 5. - S. 72-76.

12. Kireev A.A. Izmeneniya demograficheskoy politiki Kitaya // Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2015. - T. 2. -№ 2 (22). - S. 15-17.

13. Perova A.Yu., Luppov M.A. Upravlencheskie resheniya Kommunisticheskoy partii Kitaya po voprosam demografii // V sbornike: Orfanovskie chteniya Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Mininskiy universitet. - 2016. - S. 38-41.

14. Ranzhurova N.S. Trudovaya migraciya v Kitayskoy Narodnoy Respublike // V sbornike: Aziatsko-Tihookeanskiy region: istoriya i sovremennost' - X materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh. Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federacii, Buryatskiy gosudarstvennyy universitet, Vostochnyy institut; Institut Vnutrenney Azii; Institut filologii i massovyh kommunikaciy. - 2016. - S. 39-40.

15. Hasbulatov R.I. Rossiya, balansiruyuschaya mezhdu Evropoy i Aziey // Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2017. - № 12. - S. 14-27.

Login or Create
* Forgot password?