УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ИНДИИ 1860 Г.: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье предпринимается критический анализ текста и правоприменительной практики старейшего в мире – Уголовного кодекса Индии, принятого в колониальный период в середине XIX века. С точки зрения фундаментального равенства полов независимо от их гендерных ролей, практика рассмотрения уголовных дел о преступлениях против женщин в Индии остается весьма противоречивой. Традиционализм и дискриминация по признаку пола остается влиятельным фактором воздействия на юридическую жизнь и уголовную политику в этой стране.

Ключевые слова:
УК Индии, гендерное неравенство, уголовно-правовая защита женщин, изнасилование, сексуальнее домогательство, убийство, смерть из-за приданого, обряд сати, кодификация права
Текст

Права женщин являются неотъемлемой частью фундаментальных прав, хотя этот самоочевидный тезис постоянно подвергается испытанию в современном обществе. Особенно в густонаселенных странах[1], каковой является Индия, где нищета и необразованность имеют свое негативное влияние на положение женщин и усугубляют гендерное неравенство. Для реальной картины приведем анализ полицейских отчетов по столичному округу Дели за последние годы, который показывает, что 76% зарегистрированных случаев изнасилования произошли в семье, 82% насильников были мужчинами, хорошо знавшими своих жертв, являясь их братьями, отцами, кузенами, дядями, отчимами, при этом 30% изнасилованных были маленькими девочками в возрасте от 7 до 10 лет[2].

С учетом особого социально-экономического контекста к Индии пристальное внимание обращают различные международные организации и структуры ООН, связанные по роду своей деятельности с решением проблемы неравного положения мужчин и женщин и в особенности насилия в отношении женщин. В «Декларации об искоренении насилия в отношении женщин» от 20.12.1993 г.[3] отмечается, что насилие в отношении женщин является «проявлением исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин». Далее Декларация определяет понятие «насилие в отношении женщин» как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб, или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни» (ст. 1). Необходимость борьбы с насилием в отношении женщин и девочек юридически закрепляет также Пекинская декларация и Платформа действий, принятые на Всемирной конференции по положению женщин в 1995 году[4]. Уже более десяти лет как Генеральная Ассамблея ООН создала особую структуру ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-женщины», англ. UN – Women)[5], а также ряд отдельных структур и позиций, среди которых Специальный советник по гендерным вопросам и улучшению положения женщин, «Отдел по улучшению положения женщин» Секретариата, «Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин», Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ).

По статистике Всемирной Организации Здравоохранения, каждая пятая женщина в мире сталкивалась хотя бы один раз в жизни с попытками насилия либо изнасилованием[6]. Применительно к религиозно-традиционным и смешанным правовым культурам, к которым относится Индия, формой насилия в отношении женщин в местных индусских и мусульманских общинах является негативное отношение к вдовам, в том числе подстрекательство их к самоубийству – обряд сати, который относится к традиционным ритуалам и древним обычаям Индии. В это стране также распространены т.н. «убийства в защиту чести», когда родственники женщины умерщвляют ее по причине причастности к сексуальным связям до брака, измене мужу, изнасилования другим мужчиной либо «убийства из-за приданого» (dowry deaths), когда собственный супруг убивает женщину по причине неспособности ее семьи предоставить достаточное приданое[7].

Национальная столица Нью-Дели по официальной статистике занимает лидирующее место по числу т.н. «феминных преступлений» – от убийств женщин и изнасилований до тх похищений и смерти из-за приданого. Ежегодно в Индии совершается свыше30 тыс. убийств женщин, около 20 тыс. изнасилований, более 7 тыс. случаев смерти, связанных с приданым, и примерно 35 тыс. случаев надругательств и домогательств по отношению к женщинам. «На­ционального Бюро регистрации преступлений» (Natio­nal Crime Records Bureau) констатирует, что в Индии та или иная форма прямого на­силия над женщинами совершается каждые три минуты[8].

В этой стране корни гендерного насилия уходят в религиозно-кастовое расслоение, которое лежит в основе глубоко патриархального общества. На долгие столетия оно законсервировало приниженное, подчинённое положение женщин во многих сферах жизни, их затворнический образ жизни и полигамию мужчин[9]. Жрецы-брахманы проповедуют родителям и детям предписания дхармашастр (священных книг индусов двухтысячелетней давности), где подчеркивается главенствующая роль мужа, а женщине отказывается в личной и имущественной самостоятельности[10]. При этом высшей дхармой жены объявляется пожизненное повиновение мужу: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо, будучи приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности»[11]. Варново-кастовый режим, который в древних сборниках дхарм кодифицировали брахманы (жрецы и царские советники), легально зафиксировал неравенство женщин на долгие века. Старейшая дхармашастра Ману (II в. до н.э.), частично применяющаяся по сей день как субсидиарный источник права, предписывает за изнасилование женщины отрезание двух пальцев и штраф (если женщина и мужчина неравных варн), либо только штраф (если мужчина и женщина из одной варны). Дхармашастра Яджнавалкья закрепила в случае изнасилования женщины низшей варны отрубать мужчине руку, а если женщина принадлежала к более высокой варне, то мужчина подвергался смертной казни (II. 288). Дхармашастра Нарада вообще не признавала преступлением сексуальную связь девушки с мужчиной равной ей варны, если она была согласна. «Пусть он тогда возьмет ее в жены с украшениями, после почетного приема в доме будущего тестя» (12. 71)[12].

В современной Индии сексуальные преступления подпадают под действие следующих парламентских актов: Уголовный кодекс Индии 1860 г.[13]; Закон о пресечении безнравственной торговли женщинами и девочками 1956 г.; Закон о запрещении приданого 1961 г.; Закон о непристойном посягательстве на женщин (запрещение) 1986 г., и др.

В старейшем в мире Уголовном кодексе Индии 1860 г.[14], действующем с поправками до сих пор, выделена особая подгруппа преступлений на сексуальной почве (sexual offences)[15]. Так, в Главе XVI «Преступления против человеческого тела» парадоксально, но факт, сформулирован лишь один уголовно-правовой состав – изнасилование (ст. 375 и 376 УК). Что же это могло означать в тот период создания текста Уголовного кодекса, впервые во всей Британской колониальной империи? Не только то, что колониальный законодатель в середине XIX века криминализировал далеко не все сексуальные преступления против женщин по причине того, что в обществе их не считали необходимым преследовать в уголовном порядке. Текст Камасутры Ватшаяны как древнейшего эпоса о сексуальных практиках считался в Индии священным и в культурно-нравственном смысле вполне приемлемым, хотя многие из описанных там практик являются преступлениями по британскому уголовному праву. Детские браки и договорные связи с женщинами стали ко времени прихода англичан неотъемлемой частью индийского общества, а в целом ряде индусских племен даже проституция была социально санкционирована[16]. Кроме того, авторы Кодекса рассматривали изнасилование как преступление, затрагивающее лишь женскую телесность, что не верно с точки зрения современной уголовно-правовой науки (а также достижений психологии, криминологии, социологии и др.). Большинство медиков, виктимологов, социологов справедливо подчеркивают, что изнасилование – это не только физическое нападение на женщин и жестокое обращение с их телом, но также психологическое насилие и морально-нравственное унижение, посягательство на их половую свободу, индивидуальную неприкосновенность и самоуважение (self-esteem and self-respect), потеря контроля над своим физическим и эмоциональным состоянием[17].

Восполняют этот пробел колонизаторской юридической практики последующие редакции и дополнения, а также другие главы УК Индии, где вводилась ответственность за различные формы поведения, равнозначные сексуальным преступлениям. Они также были направлены против слабого пола, а секс использовался в качестве орудия против женской личности, либо руководствовались иными сексуальными подтекстами и мотивами, и такие действия заключались в непристойных и противоестественных связях, в том числе однополых, являлись посягательством на общественную мораль; либо использовали обман и заблуждение для сексуального контакта, или похищение и эксплуатацию женщин и детей с целью торговли ими и получения сексуальных услуг[18].

В текущей редакции УК Индии целый ряд статей Особенной части закрепил составы сексуальных преступлений[19], которые могут рассматриваться как посягательства на половую свободу и достоинство женщин: i) изнасилование (ст. 375 и ч. 1 376); ii) изнасилование под стражей (ч. 2 ст. 376); iii) изнасилование в браке (ст. 376А); iv) половая связь с участием государственного служащего, не равносильная изнасилованию, но с женщиной, находящейся под его охраной (ст. 376B); v) уговоры на сексуальный контакт с начальником тюремного учреждения, хотя это и не привело к изнасилованию в строгом смысле слова (ст. 376C); vi) половая связь с участием представителя администрации больницы/госпиталя, не равносильная изнасилованию, но с женщиной, находящейся в этом заведении на лечении (ст. 376D); vii) посягательство на скромность женщины (ст. 509); viii) нападение на женщину или преступное насилие с целью оскорбить ее достоинство (ст. 354); ix) непристойное поведение (ст. 292–294); x) фиктивная церемония бракосочетания которая не привела к юридически действительному браку (ст. 493); xi) бигамия (ст. 494); xii) прелюбодеяние (ст. 497); xiii) выслеживание, отобрание или задержание замужней женщины с преступным умыслом (ст. 498); xiv) продажа или покупка несовершеннолетних с целью занятия ими проституции (ст. 372 – 373)[20]; xv) провоз из одного штата в другой несовершеннолетних девочек в возрасте до 18 лет (ст. 366А)[21]; xvi) похищение или удержание людей с целью причинения тяжкого вреда, работорговли или исполнения неестественной похоти (ст. 367); xvii) незаконный ввоз через границу девушек до 21 года (ст. 366-B)[22]; xviii) противоестественные сексуальные деяния (ст. 377)[23]; xix) покушение на любое из вышеуказанных преступлений (ст. 511).

Уголовное преследование за любое из вышеуказанных сексуальных преступлений начинается с юридического определения субъекта преступления и жертвы посягательства. Субъектом признается только мужчина, достигший возраста 12 лет и старше, психически здоровый и не находящийся в состоянии опьянения (ст. 82 – 87 УК Индии). Понятие «женщина» (англ. woman) раскрывается в ст. 10 УК Индии и означает человека женского пола любого возраста («a female human being of any age»). Нередко в судебной практике Индии сторона защиты ссылается на то, что повергшаяся сексуальному насилию женщина была несчастной в личной жизни или вела распутный образ жизни, чем спровоцировала обвиняемого.

Здесь долгое время выглядел достаточно одиозным прецедент Верховного Суда по делу Матхуры, в котором было снято обвинения с двух полицейских в изнасиловании 16-летней девочки Матхуры, находившейся под стражей в их полицейском участке. Высокие судьи решили, что, хотя половой акт с потерпевшей имел место, но по факту изнасилования не было, так как на теле Матхура не обнаружили следов физических повреждений и иных доказательств сопротивления девочки. Мысль судей заключалась в том, что если нет признаков физической травмы, то отсутствует сопротивление жертвы и, следовательно, предполагается ее согласие на сексуальный контакт[24]. В другом деле судьи сократили в два раза минимальный срок наказания двум полицейским за изнасилование женщины только потому, что она была легкого поведения и не было доказательств ее физического сопротивления[25].

В последние годы Верховный Суд неоднократно подтверждал обратную позицию о том, что даже женщина легкого поведения (woman of easy virtue) имеет право на неприкосновенность частной жизни и никто по своему лишь желанию не может вторгаться в ее личную жизнь[26]. При этом уточняется, что полицейский сотрудник, берущий показания у такой женщины, проявляет должную осторожность, оценивая их содержание[27]. Высокий суд Ориссы специально подчеркнул, что женщина может иметь аморальный характер, но это не снимает виновность с лица, принуждающего ее к сексу против воли[28].

В числе факторов, влияющих на уголовную ответственность за рассматриваемые посягательства на женщин, учитываются не только конкретные детали и обстоятельства дела и полученные доказательства в совокупности, но и такая важная оговорка, что суды не обязаны рассматривать смягчающие обстоятельства (mitigating factors), так как основная цель наказания за эту группу преступлений состоит в защите общества и генеральной превенции[29]. Хотя безусловно от судебной системы ожидается, что при вынесении приговора будут рассмотрены все релевантные факты и обстоятельства, и учтена соразмерность тяжести наказания и серьезности преступления[30]. Так, в деле Шьям Нарайн против штата Нью-Дели, в котором женатый мужчина обвинялся в жестоком изнасиловании восьмилетней девочки, суд отклонил в качестве смягчающих обстоятельств семейное положение обвиняемого, наличие у него троих детей и др. Затем при обжаловании приговора о пожизненном заключении Верховный Суд Индии высказался следующим образом, что «приведенные адвокатом смягчающие факторы призваны побудить к милосердию, но мы склонны считать, что “радуга милосердия” не должна нам мешать судить на основе “фактической матрицы”»[31].

В то же время ч. 1 ст. 376 УК Индии позволяет суду в порядке исключения назначить наказание сроком менее семи лет лишения свободы за изнасилование, если на то есть «адекватные и особые причины, которые должны быть описаны в судебном решении» (reduction of sentence depends on special circumstances). Так, в деле Раджастхан против Н.К., в котором подсудимый обвинялся в насильственном половом акте с женщиной-прокурором, он был взят тут же под стражу и с ноября 1993 по 1995 г. вплоть до апелляционного суда оставался в тюрьме чуть менее двух лет, в связи с чем ВС Индии сократил ему срок наказания, принимая во внимание период нахождения в заключении[32].

Еще одним фактором, который учитывается в уголовно-правовой политике по противодействию сексуальным преступлениям, является наличие медицинского заключения, подтверждающего факт изнасилования. Правоохранительные и судебные органы в Индии считают, что заключение медэксперта должно удостоверять наличие сексуального контакта с жертвой и проникновение в ее тело любой частью тела обвиняемого или иным предметом с его помощью. В одном из дел Верховный Суд специально подчеркнул, что «так как женщина-жертва сексуального насилия не считается соучастницей, следовательно, ее показания не требуют подтверждения какими-либо другими доказательствами, включая медицинское обследование и подтверждение врача-эксперта, даже если он не обнаружил признаков изнасилования»[33]. В данной позиции суды в Индии исходят из общекультурной обстановки и нравственного воспитания индийских женщин, которые в самом крайнем случае обращаются в полицию за защитой от насилия и по фактам изнасилования, так как этому активно препятствуют члены их семьи из-за боязни потерять престиж и страх быть опозоренной в глазах общественности и потенциальных женихов. Так, в деле Раджастхан против Нараян высокий суд отметил, что вполне допустима задержка подачи иска по уголовному делу об изнасиловании даже спустя два – три дня после инцидента, так как это является «обычным в индийском обществе, поскольку жертвы такого сексуального преступления традиционно консультируются с родственниками и не решаются сразу обратиться в полицию, особенно когда возникает вопрос о добродетели и целомудрии замужней женщины. Женщина и ее родственники вынуждены бороться с несколькими стереотипами, прежде чем принять решение обратиться в полицию, тем более, когда виновный оказывается родственником»[34].

В ряде своих решений ВС Индии придерживается того, что заключение осматривающего врача может быть использовано для подтверждения показаний потерпевшей, даже если нет однозначного утверждения и прямых медицинских доказательств, что насильственный половой акт имел место, при условии наличия других фактов дела и обстоятельства, указывающих на данный факт изнасилования[35].

В 1983 г. был принят важный закон «О преступлениях, относящихся к браку»[36], который криминализировал домашнее насилие над женщиной в качестве отдельного уголовного состава в дополнительной статье 498(А) УК Индии. Предусматривалось лишение свободы вместе со штрафом за любую форму жесто­кости (cruelty) по отношению к женщине со стороны мужа или его родственников в течение первых семи лет со дня заключения брака[37]. Такой срок означал, по мысли разработчиков этого состава преступления, что издевательства над женщиной были следствием не предоставления ее семьёй или недополучения достаточного по размеру приданого (англ. dowry)[38]. Новая статья устанавливала четыре формы «преступной жестокости»: поведение, которое могло привести женщину к самоубийству[39]; поведение, которое может нанести серьезный вред жизни, здоровью или здоровью женщины; преследование и домогательство женщины с целью ее принуждения передать какое-либо имущество; преследование женщины по причине того, что она или ее родственники не могут удовлетворить требование о большем количестве денег или имущества в качестве приданого.

УК Индии также преследует иные формы умерщвления женщины, связанные с ее приданым, например, согласно статье 304 (B), которая была введена дополнительным законом 1986 г.[40] Здесь говорится о том, то если женщина умирает от «неестественных причин» в течение семи лет после вступления в брак и ранее подвергалась преследованию из-за приданого, то презюмируется, что это и стало основной причиной ее убийства – «dowry death». Муж или родственники должны будут доказать в суде, что их преследование по факту неполучения от жертвы приданого не было истинной причиной ее смерти. Статья 306 УК Индии применяется, когда женщина совершает самоубийство из-за притеснений, связанных с приданым. Женщина вправе через судебного пристава (исполнительного магистрата) обязать своего мужа выполнять «обязательство сохранять мир» или «обязательство хорошего поведения», чтобы положить конец бытовому насилию и домашнему притеснению. Мужу также может быть предложено внести денежную сумму или залоговое имущество, которые он утратит, если продолжит насильственные действия против своей супруги.

 

 

 [1] В январе 2019 г. в Российской Федерации стартовал важный совместный проект Совета Европы, МИД РФ, Минтруда России и Уполномоченного по правам человека в РФ, при поддержке Европейского Союза, под названием «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017 – 2022 годы». Проект направлен в частности и на предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин. URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow/co-operation-on-the-implementation-of-the-russian-federation-national-action-strategy-for-women-2017-2022 (дата обращения: 30.04.2019).

[2] Ashok Priyadarshi Nayak. Changing Facets of Sexual Offences // URL: http://www.legalserviceindia. com/article/l201-Changing-Facets-Of-Sexual-Offences.html (дата обращения: 30.04.2019).

[3] Резолюция 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://www.unodc.org/pdf/compendium/ compendium_2006_ru_part_03_03.pdf (дата обращения: 30.04.2019).

[4] A/CONF.177/20/Rev.1, стр 2–6. URL:  https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/womdecl.shtml (дата обращения: 30.03.2019).

[5] UN Women. URL: http://www.unwomen.org (дата обращения: 30.03.2019).

[6] Tripathi K.M., Chatarjee Rao A. Reporting Rape Cases in India // SSRN Electronic Journal. July 2017.

[7] По данным структуры ООН «Сообща покончим с насилием в отношении женщин» ежегодно в мире совершается около 5 тысяч убийств в защиту чести. См.: Impunity for domestic violence, ‘honour killings’ cannot continue – UN official. URL: http://www.un.org/apps/news/story.asp? NewsID=33971 (дата обращения: 30.03.2019).

[8] Crime in India, 2017. New Delhi, 2018.

[9] Verma Paripuranand. Sex Offences in India and Abroad. New Delhi, 1979. P. 119.

[10] Безносова Я.В. Дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как источники нормативного регулирования общественных отношений в древней Индии II в. до н. э. – V в. н. э. (историко-правовое исследование): Дис. …канд. юрид. наук. Пенза, 2019. С. 180.

[11] Дхармашастра Ману (IX. 2-3); Дхармашастра Яджнавалкья (I.85); Дхармашастра  Нарада (13.31).

[12] См. также: Стоянов А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным памятникам Индии. Харьков, 1885; Шинкаренко К.И. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность. М., 2010.

[13] В данной статье используется текст по кн.: Ratanlal R., Dhirajlal K.Th. The Indian Penal Code. 35th Ed. New Delhi, 2017.

[14] Подробнее в ст.: Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты // Правоведение. 2017. № 4. С. 183-206.

[15] Gaur K.D. A Textbook on the Indian Penal Code. New Delhi, 2008. P. 590.

[16] Binaya Kumar Bastia. Socio-cultural aspect of sexual practices and sexual offences – An Indian scenario // Journal of Clinical Forensic Medicine. June 2006. Vol. 13(4). P. 208-210.

[17] Sharma R.K. Nationalism, Social Reform and Indian Women. New Delhi, 1989. P. 16.

[18] Dewan V.K. Law Relating to Offences against Woman, 2009. P. 688.

[19] Nirmala Devi. Sexual Offences against Children in India: On the Higher Side // International Journal of Recent Scientific Research. 2016. Vol. 7, Is. 9. Р. 13335-13350.

[20] Joarder B., Kumari S. Prostitution in India. New Delhi, 1986. P. 189.

[21] Sithannan V. Immoral Traffic – Prostitution in India. New Delhi, 2006. P. 16.

[22] Krishna M.D. Human Trafficking in women and children – Human Rights Dimensions under Domestic and International Law: A critical study // Indian Journal of Human Rights and the Law. 2011. Vol 8. P. 121.

[23] Gurnani Neerja. Unnatural Offences under IPC // www.lawtopus.com (дата обращения: 30.04.2019).

[24] Tukaram v State of Maharashtra, 1979 // (2) SCC 0143.

[25] Premchand v State of Haryana, 1989 // Supp. (1) SCC 0286.

[26] Bharti Dalbir. Woman and the Law. New Delhi: S.B. Nangia, A P H Publishing Corporation.

[27] State of Maharashtra v Madhukar N. Mardikar, 1991  // AIR 1991 SC 207.

[28] Sanju Gupta v State, 1998 // Cr LJ 1984 (Ori).

[29]  Sonakshi Verma. Sexual Offences: Liability and Punishment // Academike. Articles on legal issues. https://www.lawctopus.com/academike/sexual-offences/#_ednref16 (дата обращения: 30.04.2019).

[30] Jameel v State of Uttar Pradesh, 2010 // 12 SCC 532.

[31] Shyam Narain v The State of NCT of Delhi, 2013 // AIR 2013 SC 2209.

[32] State of Rajasthan v N.K. The Accused, 2000 // AIR 2000 SC 1812.

[33] Om Prakash v State of Uttar Pradesh, 1970 // AIR 1970 SC 679.

[34] State of Rajasthan v Narayan, 1992 // (3) SCC 615.

[35] См. дело: State of Rajasthan v Biram Lal, 2005 // AIR 2005 SC 2327.

[36] Criminal Law (Amendment) Act (No. 4 of 1983) // I. P. С. P. 677.

[37] См., например, дело: Pooja Saxena v State and Anr. // MANU/DE/2748/2010.

[38] Ratanlal & Dhirajlal’s The Indian Penal Code (Act XLV of 1860). New Delhi, 1999. Р. 677.

[39] О составе доведения до самоубийства см. в деле: R.P. Bidlan v. State of Maharashtra, 1993 // Cr. L. J. 3019 (Bom.).

[40] Act No. 43 of 1986 // I. P. С. P. 429.

Список литературы

1. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты // Правоведение. 2017. № 4. С. 183-206.

2. Шинкаренко К.И. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность. М., 2010

3. Безносова Я.В. Дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и Нарады как источники нормативного регулирования общественных отношений в древней Индии II в. до н. э. - V в. н. э. (историко-правовое исследование): Дис. …канд. юрид. наук. Пенза, 2019.

4. Крашенинникова Н.А., Трикоз Е.Н. Уголовный кодекс Индии 1860 года: история создания и характерные черты // Правоведение. 2017. № 4. С. 183-206.

5. Стоянов А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным памятникам Индии. Харьков, 1885.

6. Шинкаренко К.И. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность. М., 2010.

7. Ashok Priyadarshi Nayak. Changing Facets of Sexual Offences // URL: http://www.legalserviceindia.com/article/l201-Changing-Facets-Of-Sexual-Offences.html.

8. Binaya Kumar Bastia. Socio-cultural aspect of sexual practices and sexual offences - An Indian scenario // Journal of Clinical Forensic Medicine. June 2006. Vol. 13(4). P. 208-210.

9. Crime in India, 2017. New Delhi, 2018.

10. Dewan V.K. Law Relating to Offences against Woman, 2009.

11. Gaur K.D. A Textbook on the Indian Penal Code. New Delhi, 2008.

12. Gurnani Neerja. Unnatural Offences under IPC // www.lawtopus.com.

13. Impunity for domestic violence, ‘honour killings’ cannot continue - UN official. URL: http://www.un.org/apps/news/story.asp? NewsID=33971.

14. Joarder B., Kumari S. Prostitution in India. New Delhi, 1986.

15. Krishna M.D. Human Trafficking in women and children - Human Rights Dimensions under Domestic and International Law: A critical study // Indian Journal of Human Rights and the Law. 2011. Vol 8.

16. Nirmala Devi. Sexual Offences against Children in India: On the Higher Side // International Journal of Recent Scientific Research. 2016. Vol. 7, Is. 9. Р. 13335-13350.

17. Ratanlal R., Dhirajlal K.Th. The Indian Penal Code. 35th Ed. New Delhi, 2017.

18. Sharma R.K. Nationalism, Social Reform and Indian Women. New Delhi, 1989.

19. Sithannan V. Immoral Traffic - Prostitution in India. New Delhi, 2006.

20. Sonakshi Verma. Sexual Offences: Liability and Punishment // Academike. Articles on legal issues. https://www.lawctopus.com/academike/sexual-offences/#_ednref16.

21. Tripathi K.M., Chatarjee Rao A. Reporting Rape Cases in India // SSRN Electronic Journal. July 2017.

22. Verma Paripuranand. Sex Offences in India and Abroad. New Delhi, 1979.


Войти или Создать
* Забыли пароль?