ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассматривается педагогическая деятельность в контексте ее социокультурной значимости, приводится авторская трактовка педагогической деятельности. Выделены три основных подхода к изучению структурно-содержательной организации педагогической деятельности — системно-функциональный, культурологический и компетентностный. На основе системно-функционального подхода проведен сравнительно-сопоставительный анализ структуры и содержания педагогической деятельности, представленных в трудах некоторых отечественных авторов. Показана актуальность вопроса изучения профессионально важных качеств личности педагога, особо выделена система личностных качеств, компонуемых вокруг профессионально-педагогической направленности. Особое внимание в статье уделено такому качеству педагога, как информационная культура. На основе культурологического подхода рассмотрен состав профессионально-педагогической культуры, место в ней информационной культуры. Выделены сущностные особенности понятия «информационная культура педагога», предпринята попытка обозначить его сложный состав. Выделены факторы, обусловливающие необходимость постановки и решения проблемы формирования информационной культуры педагога в вузовской образовательной практике.

Ключевые слова:
педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, информационная культура, формирование информационной культуры педагога, наглядно-модельное обучение.
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. - М., 1980. - С. 256-258.

2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. - Уфа, 1997. - 131 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. - М., Ростов н/Д, 1999. - С. 101.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М., 2006. - 512 с.

5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. -154 с.

6. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. - М.: Илекса; Ставрополь: АРГУС, 2004. - 168 с.

7. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. …д-ра пед наук. - М., 2-3. - 374 с.

8. Ефименко О.А. Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя» // Вестник ТГПУ. Педагогика. 2009. - Вып. 5(83).

9. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. - СПб., 2003. - 288 с.

10. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед наук. - Ярославль, 2005. - 408 с.

11. Котова И.Н., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д, 1997. - 144 с.

12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. школа, 1990. - 113 с.

13. Лазарева Л.И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. …канд. пед. наук. - Кемерово, 2007. - 23 с.

14. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед учеб. заведений. - М., 2002. - С. 91-95; 268.

15. Сарсекеева Ж.Е. Научно-теоретические основы формирования культуры профессионального мышления будущих учителей: дис. …д-ра пед. наук. - Караганда, 2010. - 360 с.

16. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки // Сластенин. - М., 2000. - С. 70-71.

17. Худовердова С.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в условиях информатизации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 3 (90). - С. 61-63.

18. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. - Л., 1976. - С. 89.

Войти или Создать
* Забыли пароль?