сотрудник с 01.01.2012 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
ББК 88 Психология
ТБК 80 Гуманитарные науки в целом
BISAC PSY003000 Applied Psychology
В статье приводятся результаты исследования компонентного состава жизнестойкости, по мнению студентов инклюзивных групп. На основании полученных данных о компонентах жизнестойкости была составлена теоретическая модель формирования жизнестойкости для лиц с ОВЗ и инвалидностью. В известную модель жизнестойкости американского учёного Мадди С. и его коллег были добавлены волевые качества личности – мужество и устойчивость, в качестве «национального» компонента конструкта жизнестойкости личности, а также общая психологическая способность индивида – ответственность. Изучение жизнестойкости, как психологического качества личности, является в настоящее время актуальным направлением в психологии инвалидности. Разработанная теоретическая модель формирования жизнестойкости включает в себя компоненты физические, социальные и личностные компоненты и может быть положена в основу содержания адаптационной дисциплины «Психология жизнестойкости» для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
модель жизнестойкости, лица с ОВЗ и инвалидностью, инклюзивные группы.
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. 2004. вып.2. С. 82-90
2. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека. // Сибирский психологический журнал. 2009. №32 .С. 23-28
3. Краткий психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1985. 530 с.
4. Леонтьев Д. А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. С. 7-22.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
6. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №6. C. 19-22
7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь (А-О). М.: УЦ Перспектива, 2011. 236 с.
8. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 209 с.
9. Рассказова Е.И. Динамика смысла в процессе совладания с тревогой. // Проблем Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 176-179.
10. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 163-178
11. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: изд. Прометей, 2012. 13 с.
12. Maddi Salvatore R. The story of hardiness: twenty years of theorizing, research and practice. // Consulting Psychology Journal: practice and research. 2002. V. 54 (3). Pp. 175-185