Россия
В статье исследуются особенности гуманизации и гуманитаризации математического образования. Эти характеристики рассматриваются как теоретическая основа повышения квалификации учителей математики в условиях развития современной системы школьного математического образования. Проводится глубокий анализ термина «математика» с целью понимания и осознания педагогами роли и значения математики для развития цивилизации, научно-технического прогресса, а также как универсального языка любой современной науки. Приводятся конкретные примеры интеграции (как восполнения знаний) и взаимопроникновения содержания математики и других образовательных областей (физики, химии, филологии, философии и др.), способствующие повышению качества школьного образования. Отмечается появление новой современной метанауки — метаматематики, чрезвычайно актуальной в процессе достижения обучающимися метапредметных результатов обучения. Обсуждаются ценности, возможности и необходимость развития личности школьника средствами учебного предмета «математика».
гуманизация образования, гуманизация образования, математика, математическое образование, школьное математическое образование, учитель математики, повышение квалификации учителя математики, интеграция.
1. Александров А.Д. Математика и диалектика // Математика в школе. - 1972. - № 1-2. - С. 15-19.
2. Арнольд В.И. Математика с человеческим лицом // Природа - 1988. - № 3. - С. 23-27.
3. Бычков С.Н. Математическое и гуманитарное образование: общее и особенное. - М. : МГУ, 2003. - 105 с.
4. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира Птолемеевой и Коперниковой. - М. ; Л., 1948. - 380 с.
5. Гассенди. Сочинения в двух томах. Том 2. Академия наук СССР. Институт философии. - М. : Мысль, 1965. - 780 с.
6. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. - М. : Просвещение, 1985. - 153 с.
7. Дирак П. Принципы квантовой механики. - М. : Наука, 1979. - 408 с.
8. Лукичева Е.Ю., Степанова Г.Н. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла : монография. - СПб. : СПб АППО, 2014. - 104 с.
9. Мухина И.А. Интеграция традиций и новаций в опыте Санкт-Петербургских школ // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы : Материалы IV международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. - СПб, 2004. - С. 158-159.
10. Пастернак Б. Что такое человек // XX век и мир. - 1989. - № 5. - С. 32-33.
11. Розов Н.Х. Феликс Клейн и его эрлангенская программа // Матем. просв. - М. : МЦНМО, 1999. - С. 49-55.
12. Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Математика как гуманитарная наука. - М. : МГУ, 2002. - 85 с.
13. Фишер К. Декарт, его жизнь, сочинения и учение / пер. с нем. под ред. Н.Н. Полилова. - СПб., 1906. - 460 с.
14. Шикин Е.В. О математической составляющей гуманитарного образования. - М. : МГУ, 2000. - 200 с.