ПРОБЛЕМАТИКА СЕМЕЙНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье излагаются результаты исторической реконструкции проблематики семейного и дошкольного воспитания в период становления педагогической психологии в России. Обращение к историческому опыту в сфере семейного и дошкольного воспитания, по мнению автора, позволяет полнее использовать накопленный научный потенциал в современных социокультурных условиях. История отечественной педагогической психологии в дореволюционный период, в соответствии с авторскими представлениями, рассматривается как формирование междисциплинарной области знания, которое было задано взаимодействием между психологией и педагогикой.

Ключевые слова:
семейное и дошкольное воспитание; психология; педагогика; становление отечественной педагогической психологии как междисциплинарной области знания; этапы истории отечественной педагогической психологии в дореволюционный период; использование накопленного научного опыта в современных условиях.
Список литературы

1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста: книга для воспитателей. - 4-е изд., перераб. - СПб.: [б.м.], 1891. - 392 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

3. Каптерев П.Ф. Педагогические курсы для матерей и нянь // Воспитание и обучение. - 1893. - № 7. - С. 236-237.

4. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. - СПб.: [б.м.], 1877. - 633 с.

5. Каптерев П.Ф. Характер и задачи «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» // Энциклопедия семейного воспитания и обучения: в 59 вып. Вып. 1 / Педагогический музей военно-учебных заведений в СПб., Родительский кружок; под. ред. П.Ф. Каптерева. - СПб., 1898. - С. VII-XII.

6. Карнаух Н.В. Дерптский профессорский институт как научно-педагогическая школа России в культурно-историческом контексте первой половины XIX века: автореф. дис. … д-ра пед. наук. -М., 2016. - 45 с.

7. Клюева Н.В. Исторические аспекты развития педагогической психологии. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

8. Конради Е.И. Исповедь матери. - СПб.: Типография А.М. Котомина, 1876. - 672 с.

9. Кулешова Л.Н. История отечественной психологии воспитания (60-е годы XIX - 60-е годы ХХ в.): дис. … д-ра психол. наук. - СПб., 1999. - 379 с.

10. Лидак Л.В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии конца XIX-XX в.: дис. … д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2000. - 538 с.

11. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995. - 336 с.

12. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

13. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864-1914: исторический очерк / под ред. Я.Л. Барскова. - СПб.: [б.м.], 1914. - 346 с.

14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н. А. Тройницкого. - СПб.: Изд-во Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1897-1905.

15. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей: статьи из «Детского сада» за 1866, 1867 и 1868 гг. / перераб. и доп.; сост. Аделаида и Яков Симонович. В 2 т. Т. 1-2. - СПб.: Детский сад, 1874. - Т. 1. - 357 с. - Т. 2 - 328 с.

16. Труды первого всероссийского съезда по семейному воспитанию (Санкт-Петербург, 30 декабря 1912 г. - 6 января 1913 г.): в 2 т. Т. 2. - СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. - 738 с.

17. Урунтаева Г.А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребёнка-дошкольника в истории отечественной психологии: вторая половина XIX - 20-30 гг. XX в.: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2003. - 503 с.

18. Усольцева И.В. Вклад Санкт-Петербургского родительского кружка в становление междисциплинарной научной картины мира отечественной педагогической психологии // Мир психологии. - 2017. - № 2 (90). - С. 53-66.

19. Усольцева И.В. Периодизация отечественной дореволюционной педагогической психологии как междисциплинарной области знания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «Психологические науки». - 2017. - № 1. - С. 98-107.

20. Фёдорова Н.В. Русские педагогические журналы до революции и их влияние на образование // Начальное образование. - 2008. - № 1. - С. 43-44.

21. Филонов Г.Н. Междисциплинарное исследование процесса воспитания // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 3-9.

22. Филонов Г.Н., Усольцева И.В. Междисциплинарные исследования воспитания: концептуальные основы, влияние на практику // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 214-223.

Войти или Создать
* Забыли пароль?