Перспективы развития идей инклюзивного образования в Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены перспективы развития инклюзивного образования в российской образовательной системе, проанализированы основные проблемы внедрения идей интеграции и предложены пути более эффективной реализации данной концепции в профессиональном и высшем образовании.

Ключевые слова:
инклюзивное образование, образование, интеграция, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучение, обучающийся, образовательная организация, образовательный комплекс для инвалидов, трудоустройство инвалидов.
Текст

Введение
В настоящее время происходит модернизация общества, данные процессы затрагивают все сферы, в том числе и образование. На сегодняшний момент существует тенденция широкого внедрения идей интегрированного обучения на всех уровнях образования, как общего, так и профессионального, что обусловлено комплексом факторов, наиболее значимым из которых является общемировой опыт распространения данных идей. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации, без всякого сомнения, не будет эффективным, если действовать только методом экстраполяции — формального переноса наиболее удачных зарубежных моделей образовательной интеграции в неизменяемые условия обучения и воспитания российских образовательных организаций без осмысления ее философии и теории. Объектом исследования выступили лица с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста, выборка охватила около 1500 респондентов из более 40 субъектов Российской Федерации.
Методика
По нашему мнению, целесообразным будет формирование особой российской модели реализации инклюзивного образования, опираясь на собственный исторический опыт, особенности экономической и социальной сферы жизни общества, наконец, на ментальность населения. Обеспечение формальной правовой возможности инклюзии для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ряде случаев может идти вопреки их интересам и не во всех случаях будет работать на благо. Поэтому существует немаловажная задача определения условий, способствующих физическому, психическому и личностному развитию людей с ОВЗ и инвалидов, поскольку именно определение таких условий и предоставляет им реальные возможности для построения своего жизненного пути, демонстрируя альтернативы. Одной из проблем с которой сталкивается инклюзия на сегодняшний день, является социокультурная незрелость значительной части населения страны, морально не готовой воспринимать людей с какими-либо отклонениями как полноценных членов общества.

Список литературы

1. Инклюзивный социальный предпринимательский проект [Электронный ресурс]. - URL: https://evland.ru

2. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Дело, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ranepa.ru/social/news-social/issledovanie-invalidnost-i-socialnoe-polozhenie-invalidov-v-rossii

3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования [Электронный ресурс]. - URL: www.rehabsys.ru

4. Сковородкина И.З. Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели [Текст] / И.З. Сковородкина // Молодой ученый. - 2016. - № 7.6. - С. 220-223. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28178/ (дата обращения: 12.02.2019).

5. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. - URL: https://sfri.ru

6. Шишов С.Е. К вопросу об определении целей образовательного пространства в современном глобализирующемся мире [Текст] / С.Е. Шишов // В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. - М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. - С. 251-261.

Войти или Создать
* Забыли пароль?