ПОЛИВАЛЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С позиции гуманитарной христианской психологической парадигмы в статье рассматривается принцип поливалентности как системообразующая регулятивная норма духовно-нравственного развития в системе казачьего образования. Раскрыто психологическое содержание данного принципа с выделением его основных интегративных признаков. Охарактеризованы интеллектуальные репрезентации в виде когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта. Рассмотрены нравственно-смысловые конструкты в духовно- нравственном развитии личности от эгоцентризма к альтруизму.

Ключевые слова:
гуманитарная христианская парадигма, принцип поливалентности, духовно-нравственное развитие, интеллект, нравственно-смысловые конструкты.
Текст

Проблема духовности в современной психологии и педагогике рассматривается в контексте развития личности, и ее толкование, как правило, осуществляется с позиции либо гуманистической, либо гуманитарной парадигмы. В первом случае реализуется антропоцентричный подход, во втором — теоцентричный (и в зарубежной психологии образования и педагогике, и в русской имеет место христоцентричный подход).

Для гуманистической психологии и педагогики характерно то, что человек возводится к Абсолюту. Наиболее целостно это находит отображение в личности. Последняя являет собой интегративное образование, представленное вершинной формой самобытия. Полагается, что личность должна быть успешной, достигать желаемого результата в постоянно меняющихся социальных условиях. Приоритетным здесь является индивидуальность, самоценность, самобытность человека как активного носителя субъективного опыта.

Развитие духовности человека в гуманистической психологии неотделимо от развития личности. Причем следует отметить, что понимание духовности не выходит за границы культурологических традиций, она во многом сводима к следованию моральным нормам и воспроизводству культуры, а ее смысл зачастую низводится вплоть до узко социальных потребностей. Полагаю, что такое понимание духовности весьма ограниченное. Духовность имеет более глубокие корни, выходящие за границы социального существования. Именно это позволяет говорить о ней как об основной ценности, определяющей смысл человеческого бытия, через которую реализуется творческое, разумное, нравственное начало в человеке. В конечном итоге, думается, именно духовное развитие человека должно обеспечить решение многих проблем его существования и в целом сохранить цивилизацию. Все это делает актуальным гуманитарный подход в психологии и педагогике.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1986.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

3. Кондратьев С.В. Теория персонифицированного обучения. Калуга, 2002.

4. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М., 1997

5. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1997.

Войти или Создать
* Забыли пароль?