ФОРМИРОВАНИЕ ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приведен алгоритм формирования учебных планов подготовки кадров по направлению «Природооюустройство и водопользование» в соответствии с проектом федеральнных государственных стандартами 3++, актуализированных с использованием профессиональных стандартов, на примере проекта примерной основной образовательной программы направления

Ключевые слова:
образовательные стандарты, профессиональные стандарты, примерная образовательная программа, вузовская образовательная программа, учебный план, природообустройство, водопользование.
Текст

1. Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) и примерные основные образовательные программы (далее — ПООП) третьего поколения, актуализированные на основе анализа профессиональных стандартов, являются необходимыми материалами при разработке образовательных программ вузов. Одной из важных частей ПООП является примерный учебный план, составленный путем анализа компетенций, которыми должны обладать выпускники для решения задач своей деятельности. В свою очередь, задачи деятельности и компетенции проектируются разработчиками ПООП на основе изучения профессиональных стандартов. В статье приводятся алгоритм и особенности формирования примерных учебных планов.
2. Формирование учебного плана, компетенций и индикаторов их достижения
Учебный план является частью основной профессиональной образовательной программы (ПООП) вуза, разрабатываемой на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы по каждому направлению или специальности, которые являются комплектом нормативно-рекомендательного обеспечения разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Учебный план образовательной организации определяет содержание образования [1–6]. Поэтому к его разработке следует подходить очень взвешенно, основываясь на миссии вуза, которая определяет цели потребителей образовательных услуг — личности, работодателей, общества. Как известно из международного стандарта ИСО 9001[7, 8], удовлетворение требований потребителей является первым принципом менеджмента качества, т.е. определяет качество образования. В то же время, основой учебного плана в его обязательной части является примерный учебный план, единый для всех образовательных организаций, реализующих ФГОС по определенному направлению (специальности), что существенно повышает важность его роли. Содержание образования определяется перечнем дисциплин. Алгоритм определения этого перечня показан на рис. 1. Из рис. 1 следует, что формирование перечня дисциплин в Примерном учебном плане необходимо начинать с определения задач деятельности, что можно сделать, анализируя профессиональные стандарты или, при их отсутствии, опрашивая работодателей [9]. Так, анализ профессиональных стандартов в области природоохранного обустройства территорий показал следующее (табл. 1). При этом был проведен анализ обобщенных трудовых функций следующих профессиональных стандартов: 16.006 — Специалист в области обращения с отходами, 16.007 — Специалист по эксплуатации станций водоподготовки, 16.013 — Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода, 16.015 — Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений, 16.016 — Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения, 16.032 — Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства, 40.062 — Специалист по качеству продукции, 40.117 — Специалист по экологической безопасности, 40.172 — Специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений.

Список литературы

1. Девисилов В. А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность») // Безопасность в техносфере. - 2010. - № 5. - С. 44-57.

2. Девисилов В. А. Принципы построения образовательных программ и технолгии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. - 2010. - № 6. - С. 54-62.

3. Девисилов В. А., Павлихин Г. П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. - 2011. - № 3. - С. 54-64.

4. Девисилов В. А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 280700 - «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. - 2011. - № 6. - С. 51-65.

5. Девисилов В. А., Симакова Е. Н. Актуализация образовательных стандартов по направлению «Техносферная безопасность»: проекты стандартов и проблемы их реализации. Часть I - бакалавриат // Безопасность в техносфере. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 66-79. DOI:https://doi.org/10.12737/article_59019f492dbe47.31724295

6. Александров А. А., Девисилов В. А., Симакова Е. Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. - 2013. - Т. 2. - № . 4. - С. 49-70. DOI:https://doi.org/10.12737/721

7. Международный стандарт ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества, 2015.

8. Международный стандарт ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.

9. Галямина И. Г. Разработка профессиональных компетенций на основе анализа профессиональных стандартов в области природообустройства // Безопасность в техносфере. - 2017. - Т. 6. -№ 1. - С. 80-85. DOI:https://doi.org/10.12737/article_59019fb4ac3e53.05304078

Войти или Создать
* Забыли пароль?