FORMATION OF SUGGESTED ACADEMIC CURRICULA BASED ON THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AND WATER USE
Rubrics: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The algorithm for formation of curricula for personnel training in the Environmental Engineering and Water Use direction according to the project of the Federal State Standards 3++, updated with use of professional standards on the example of the draft for the approximate main educational program of the direction has been offered.

Keywords:
educational standards, professional standards, approximate educational program, educational program of high educational institution, curricula, environmental engineering, water use
Text

1. Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) и примерные основные образовательные программы (далее — ПООП) третьего поколения, актуализированные на основе анализа профессиональных стандартов, являются необходимыми материалами при разработке образовательных программ вузов. Одной из важных частей ПООП является примерный учебный план, составленный путем анализа компетенций, которыми должны обладать выпускники для решения задач своей деятельности. В свою очередь, задачи деятельности и компетенции проектируются разработчиками ПООП на основе изучения профессиональных стандартов. В статье приводятся алгоритм и особенности формирования примерных учебных планов.
2. Формирование учебного плана, компетенций и индикаторов их достижения
Учебный план является частью основной профессиональной образовательной программы (ПООП) вуза, разрабатываемой на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы по каждому направлению или специальности, которые являются комплектом нормативно-рекомендательного обеспечения разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Учебный план образовательной организации определяет содержание образования [1–6]. Поэтому к его разработке следует подходить очень взвешенно, основываясь на миссии вуза, которая определяет цели потребителей образовательных услуг — личности, работодателей, общества. Как известно из международного стандарта ИСО 9001[7, 8], удовлетворение требований потребителей является первым принципом менеджмента качества, т.е. определяет качество образования. В то же время, основой учебного плана в его обязательной части является примерный учебный план, единый для всех образовательных организаций, реализующих ФГОС по определенному направлению (специальности), что существенно повышает важность его роли. Содержание образования определяется перечнем дисциплин. Алгоритм определения этого перечня показан на рис. 1. Из рис. 1 следует, что формирование перечня дисциплин в Примерном учебном плане необходимо начинать с определения задач деятельности, что можно сделать, анализируя профессиональные стандарты или, при их отсутствии, опрашивая работодателей [9]. Так, анализ профессиональных стандартов в области природоохранного обустройства территорий показал следующее (табл. 1). При этом был проведен анализ обобщенных трудовых функций следующих профессиональных стандартов: 16.006 — Специалист в области обращения с отходами, 16.007 — Специалист по эксплуатации станций водоподготовки, 16.013 — Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода, 16.015 — Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений, 16.016 — Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения, 16.032 — Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства, 40.062 — Специалист по качеству продукции, 40.117 — Специалист по экологической безопасности, 40.172 — Специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений.

References

1. Devisilov V. A. Soderzhanie i tekhnologiya proektirovaniya vuzovskikh osnovnykh obrazovatel’nykh programm (na primere napravleniya «Tekhnosfernaya bezopasnost’») [Content and technology of designing university basic educational programs (by the example of the direction “Technosphere safety”)]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2010, I. 5, pp. 44-57. (in Russian).

2. Devisilov V. A., Printsipy postroeniya obrazovatel’nykh programm i tekhnolgii obucheniya po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost’» [Principles of construction of educational programs and technology training in the direction of “Technosphere safety”]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2010, I. 6, pp. 54-62. (in Russian).

3. Devisilov V. A., Pavlikhin G. P. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma vysshego professional’nogo obrazovaniya po napravleniyu 280700 «Tekhnosfernaya bezopasnost’» (bakalavr) [The approximate basic educational program of higher professional education in the direction 280700 “Technosphere safety” (bachelor)]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2011, I. 3, pp. 54-64. (in Russian).

4. Devisilov V. A. Razrabotka primernogo uchebnogo plana podgotovki bakalavra po napravleniyu 280700 - «Tekhnosfernaya bezopasnost’» [Development of an exemplary curriculum for preparing bachelor in the direction 280700 - “Technosphere safety”]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2011, I. 6, pp. 51-65. (in Russian).

5. Devisilov V. A., Simakova E. N. Aktualizatsiya obrazovatel’nykh standartov po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost’»: proekty standartov i problemy ikh realizatsii. Chast’ I - bakalavriat [Actualization of educational standards in the direction “Technosphere safety”: draft standards and problems of their implementation. Part I - Baccalaureate]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2017, V. 6, I. 1, pp. 66-79. DOI:https://doi.org/10.12737/article_59019f492dbe47.31724295 (in Russian).

6. Aleksandrov A. A., Devisilov V. A., Simakova E. N. Proekty Federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost’» [Projects of Federal State Educational Standards of Higher Education in the direction “Technosphere Safety”]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2013, V. 2, I. 4, pp. 49-70. DOI:https://doi.org/10.12737/721 (in Russian).

7. Mezhdunarodnyy standart ISO 9000. Slovar’ terminov o sisteme menedzhmenta, svod printsipov menedzhmenta kachestva [International standard ISO 9000. Glossary of terms about the management system, a set of principles of quality management]. 2015. (in Russian).

8. Mezhdunarodnyy standart ISO 10001. Menedzhment kachestva. Udovletvorennost’ potrebiteley. Rukovodstvo, kasayushcheesya kodeksov povedeniya organizatsii [International standard ISO 10001. Quality management. Customer satisfaction. A guide to organization codes of conduct]. (in Russian).

9. Galyamina I. G. Razrabotka professional’nykh kompetentsiy na osnove analiza professional’nykh standartov v oblasti prirodoobustroystva [Development of professional competencies based on the analysis of professional standards in the field of environmental management]. Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in the Technosphere]. 2017, V. 6, I. 1, pp. 80-85. DOI:https://doi.org/10.12737/article_59019fb4ac3e53.05304078. (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?