г. Москва и Московская область, Россия
ББК 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
Низкий уровень конкурентоспособности российской техники негативно отражается на потребительском спросе, объемах и эффективности производства. Это лишает предприятия сельхозмашиностроения возможности инновационного развития, проведения диверсификации и технологической модернизации производства. Для повышения конкурентоспособности российской сельхозтехники требуется экстренное повышение качества машин, показателей надежности и эффективности до уровня (и выше) лучших мировых аналогов. Реализовать эту комплексную проблему без внедрения фирменного технического сервиса невозможно. Разобщенность структур занятых созданием и использованием машин, отсутствие механизмов интеграции их усилий в направлении повышения качества машин, привели к насыщению российского рынка высококачественной импортной техникой и к застою в развитии машиностроения и машинно-технологичных отраслей. Инновационное развитие машиностроения требует реорганизации существующего производства в фирменные производственно-технологические системы и комплексы. Создание фирм позволит машиностроению обеспечить повышение качества своей продукции на всех этапах жизненного цикла машины и в короткие сроки с минимальными потребностями в инвестициях достичь мирового уровня. Поэтому, стратегической целью и основой технологического прорыва в машиностроении должно быть всемерное и ускоренное повышение качества выпускаемой отечественной техники до уровня лучших мировых аналогов
организация, фирма, техника, качество, эффективность
Введение. В настоящее время в сфере производства, реализации и использования машин и оборудования при производстве продукции, работ и услуг в различных отраслях экономики страны остро встают задачи повышения эффективности производственных и других процессов. И поскольку основу машинно-технологического парка страны составляет отечественная техника, машины и оборудование, то и эффективность предприятий и отраслей в значительной мере определяется эффективностью их использования, которая напрямую зависит от технического уровня, качества и надежности машин [1–3].
В настоящее время, к примеру, на рынке сельскохозяйственной техники, машин и оборудования сложилась следующая ситуация:
– машинный парк предприятий АПК всех типоразмеров и организационно-правовых форм сократился в 4,5–5 раз, несмотря на то, что практически все механизированные процессы и работы выполняются ими самостоятельно;
– основная часть имеющегося в хозяйствах парка машин и оборудования физически и морально изношена, около 80 % парка машин и оборудования имеют срок службы более 10 лет, т.е. эксплуатируются за пределами нормативного срока службы;
– фактическая потребность агрохозяйств страны в технике составляет: по тракторам – около 850 тыс. штук, зерноуборочным комбайнам – 350 и кормоуборочным комбайнам –
270 тыс. штук и огромное количество самых разнообразных сельхозмашин и орудий;
– весьма значительны потребности современных отечественных машин и оборудования в техническом сервисе, особенно в устранении последствий отказов всех групп сложности, интенсивность возникновения которых резко возрастает в напряженные периоды сельхозработ, что ведет к потерям уже выращенной продукции;
– в сфере технического сервиса машин и оборудования, практически отсутствуют концентрация и специализация производства и работ, весь комплекс работ по обеспечению работоспособности хозяйства проводят самостоятельно без участия предприятий технического сервиса, зачастую силами и средствами самих механизаторов;
– ремонтно-эксплуатационная база более половины агрохозяйств требует проведения реконструкции и технологической модернизации, оснащения современным контрольно-диагностическим и ремонтно-технологическим оборудованием, остальных – строительства и оснащения новых объектов;
– эксплуатационные издержки по машинному парку хозяйств превышают нормативные в 1,7–2,2 раза;
– ежегодные закупки высокопроизводительной и надежной импортной техники составляют примерно по 650–850 единиц тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, а доля импортной техники в сельскохозяйственном производстве АПК страны составляет, примерно, 10–12 % и продолжает постепенно увеличиваться;
– при этом технический уровень, качество изготовления и показатели надежности импортных машин, поставляемых на российский рынок, неизмеримо выше, чем отечественных аналогов [3–5].
Неоспоримым преимуществом зарубежных машин является высочайший уровень надежности, что обеспечивает их высокий уровень работоспособности, практически безотказную работу в течение первых трех лет эксплуатации при строгом соблюдении требований по техническому обслуживанию и использовании качественных эксплуатационных и ремонтно-технических материалов. За этот период тракторы и комбайны используются в хозяйствах весьма интенсивно и их наработка может составлять, соответственно, 4,5–5,1 тыс. и 550–650 часов работы. Эти показатели относятся к машинам, которые поставлялись на российский рынок до 2000 года. Начиная с 2000 года, показатели надежности поставляемых импортных машин постепенно снижается и за последние 15 лет наработка на отказ достигла по тракторам 1250–1400 часов, по комбайнам – 200–220 часов. И все же эти показатели наработки на отказ, к сожалению, значительно выше, чем у отечественных аналогов: по тракторам – 80–120, комбайнам – 15–40 часов работы [4, 5].
Поэтому целью исследований по данному направлению является повышение качества продукции машиностроения до уровня лучших мировых аналогов на основе разработки и внедрения фирменной системы производства и технического сервиса машин и оборудования.
Материалы и методы. При проведении организационно-технологических исследований поданному направлению использовалась информация о состоянии надежности отечественной и зарубежной техники, методах и средствах организации технического сервиса машин и оборудования сельхозназначения, затратах на содержание машинного парка агропредприятий и другие. В качестве основных методов исследования применялись монографический и статистический, анализа и сравнительных оценок, логический и абстрактно-логический.
Основная часть. Результаты исследований причин низкой надежности [5–8] и факторов повышения технического уровня, качества и надежности отечественной сельскохозяйственной техники позволяют сделать вывод о том, что в основе высокой конкурентоспособности зарубежной техники – применение фирменного метода технического сервиса. Именно непосредственное участие фирм-производителей в обеспечении работоспособного состояния машин и оборудования, особенно в гарантийный период эксплуатации, когда устранение последствий отказов, возникших не по вине потребителя, осуществляется за счет изготовителя машины с компенсацией ему ущерба, причиненного вынужденным простоем техники.
К сожалению, закупки импортной техники для российских потребителей не сопровождались обязательствами и требованиями создания и развития в стране фирменного технического сервиса зарубежной техники. В противном случае и поставщики и потребители техники, машин и оборудования получили огромный положительный опыт обеспечения их работоспособности в течение всего срока службы.
Поставщики-посредники (дилеры) уменьшив период гарантийной эксплуатации импортных машин и оборудования с трех лет до одного года, которые высоконадежная импортная машина гарантировано отработает безотказно, взяли на себя только заведомо выгодные торговые и снабженческо-сбытовые функции. Это лишило потребителей импортной техники и предприятий технического сервиса возможностей изучения и внедрения перспективного фирменного метода технического сервиса [8–11].
До перехода на рыночные экономические отношения сельскохозяйственное производство обслуживало около десятка различных организаций (снабжения, автотранспорта, ремонтно-технические: станции ТО и ремонта тракторов, автомобилей, животноводства, энергооборудования, цеха по восстановлению изношенных деталей и изготовлению нестандартного оборудования, мелиовод- и химобслуживанию и др.). В напряженные периоды полевых работ многие из них направляли своих специалистов и рабочих механизаторов для оказания помощи селянам в севе, уходе, защите, уборке культур, основной обработке почвы. Обслуживающие предприятия оказывали услуги каждый по своему направлению производственно-хозяйственной деятельности. В настоящее время практически весь комплекс работ по производству сельскохозяйственных культур лежит на сельском товаропроизводителе. Кроме того, значительную трудоемкость и сложность представляют операции и работы, связанные с обеспечением работоспособности машин и оборудования в связи с низким уровнем их качества надежности: периодические технические обслуживания, плановый и неплановый текущий ремонты. Причем неплановый текущий ремонт по объему превышает суммарную трудоемкость всех остальных плановых мероприятий и потребность в нем возникает в напряженные периоды использования техники [11–13].
Высокие трудозатраты, издержки на обеспечение работоспособности парка машин и оборудования требуют скорейшего повышения качества и надежности выпускаемой российскими предприятиями техники, машин и оборудования. Как показывают результаты исследований, единственный путь повышения конкурентоспособности отечественной техники, машин и оборудования – это повышение их качества и надежности на основе фирменного метода технического сервиса и реализации, разработанного в университете, организационно-экономического механизма в системе инженерно-технического обеспечения потребителей техники, машин и оборудования. Участие производителей техники, машин и оборудования в обеспечении их работоспособности в гарантийный период, уже на первом этапе реализации настоящего проекта позволит как минимум в 3–5 раз повысить основной показатель надежности – наработку на отказ, исключив в гарантийный период эксплуатации отказы первой и второй групп сложности. Это сразу же вывело бы отечественные тракторы, комбайны, автомобили и сельхозмашины на уровень зарубежных аналогов. При этом, как показывают расчеты, затраты машиностроительных компаний на достижение этих результатов были бы минимальны, а полная (коммерческая) себестоимость техники, машин и оборудования только бы составила около 45–60 % от цены зарубежных машин-аналогов.
Особенность научно-методического подхода к решению этой проблемы заключается в обеспечении требуемых показателей качества и надежности, прежде всего, на стадиях проектирования, конструирования и производства машин, что позволит исключить их простои по техническим причинам в гарантийный период эксплуатации.
Повышение технического уровня машин, их качества и надежности позволит перейти на новый механизм ценообразования, который позволит учитывать эти факторы и стимулировать предприятия машиностроения. Ведь всем известно, что повышение качества продукции машиностроения позволяет не только улучшить показатели эффективности использования ресурсного потенциала, но и снизить потребности в производстве новых машин и оборудования.
Определив снижение трудовых и материальных затрат на обеспечение работоспособности машин и оборудования при исключении отказов первой и второй групп сложности, расчетным путем получены снижение продолжительности пребывания машин в сфере технического сервиса и потребности в технике, которая составила 25–35 % [12–15].
Вместе с тем, решение проблем импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции сегодня стоит настолько остро, что условия санкционной политики западных конкурентов необходимо рассматривать как дополнительный стимул перехода к реальным действиям в этом ресурсосберегающем направлении. А использование последних разработок университета по направлению реновации машин и оборудования на основе фирменного метода технического сервиса существенно ускорит решение проблем повышения качества, надежности и эффективности современной продукции машиностроения.
Эффективность практической реализации данного направления имеет синэргетическую (или мультипликативную) эффективность и она настолько высока и очевидна, что абсолютно не понятны причины незаинтересованности государства и предприятий машиностроительного бизнеса в разработке и реализации программ повышения качества продукции предприятий машиностроения. Только снижение затрат на содержание технологических машин и оборудования в стране составит более 1,5 трлн. рублей.
Основные выводы и предложения.
- Для эффективного развития отраслей сельхозмашиностроения необходимо создать условия, стимулирующие и интенсифицирующие инновационное развитие производства, проведение диверсификации и технологической модернизации.
- Стратегической целью и основой технологического прорыва в машиностроении определить всемерное и ускоренное повышение качества выпускаемой отечественной техники до уровня лучших мировых аналогов.
- Приступить к созданию фирменных производственно-технологических систем и комплексов, способных обеспечить повышение качества выпускаемой техники на всех этапах жизненного цикла машин и оборудования.
1. Черепанов С.С., Агафонов Н.И., Михлин В.М. и др. Концепция развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств (рекомендации). М.: ГОСНИТИ, 1992. 49 с.
2. Черепанов С.С Липкович Э.И. Агафонов Н.И. и др. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях (рекомендации). М.: ГОСНИТИ, 1993. 62 с.
3. Черноиванов В.И., Северный А.Э., Кушнарев Л.И. и др. Проблемы технического сервиса в АПК России (монография). М.: ГОСНИТИ, 2000. 309 с.
4. NikolaevA.B., PrikhodkoV.M., StroganovV.Y., TregubovP.G.Tools of production and logistics support life cycle of high-tech products //Life Science Journal 11 (10 SPEC. ISSUE) 2014. Рр. 238-242.
5. Vasiliev A S Controlled Forming of Machine Components Operating //Characteristics Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. Pp. 975-979
6. Кушнарев Л.И. Чепурина Е.Л., Чепурин А.В., Кушнарев С.Л. Качество и надежность отечественной техники - основа ее конкурентоспособности //Нивы Зауралья. 2015. № 11 (133). С. 52-54.
7. Кушнарев Л.И. Чепурина Е.Л., Кушнарев С.Л.. Проблемы и направления развития инженерно-технического обеспечения сельских товаропроизводителей //Ремонт, восстановление, модернизация № 1. 2016. С. 3-9.
8. Кушнарев Л.И. Чепурина Е.Л., Чепурин А.В., Кушнарев С.Л. О создании инженерно-технической системы АПК РФ//Ремонт, восстановление, модернизация.2015. №10. С. 3-9
9. Кушнарев С.Л. К обоснованию производственной программы технического центра предпродажного обслуживания комбайнов ОАО «Ростсельмаш»// Ремонт, восстановление, модернизация. 2005. № 4. С. 23-27.
10. Кушнарев С.Л. Оптимизация производственной программы технического центра обслуживания// Инженерный вестник. 2015. №11. С. 19-20.
11. Кушнарев Л.И., Чепурина Е.Л., Кушнарев С.Л., Чепурин А.В., Корнеев В.М. Модернизация системы технического сервиса агропромышленного комплекса. Научное издание. Под редакцией Л.И. Кушнарева. М.: МЭСХ. 2015. 440 с.
12. Кушнарев Л.И., Кушнарев С.Л. Фирменный технический сервис основа повышения качества сельхозтехники//Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК. (Материалы IX международной научно-технической конференции «Информ-Агро» М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2018. С. 551-556.
13. Кушнарев Л.И., Кушнарев С.Л. К конкурентоспособности в технике через повышение качества //Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. Орел. ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. С. 19-23.
14. Чепурина Е.Л. Сосотояние организации технического сервиса машин и оборудования животноводства. Международный технико-экономический журнал. № 4. 2013. С. 61-66.
15. Чепурина Е.Л., Кушнарёв С.Л. Организация фирменного технического сервиса с.-х. техники //Тракторы и сельхозмашины.2013. №10. С. 3-4.