ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается необходимость системных изменений в образовательном процессе, использования современных инновационных технологий, направленных на самосозидание, самопостроение студента как личности, как профессионала.

Ключевые слова:
компетентность; профессионализм; саморефлексия; диспозиция; дифференциация.
Текст

Высшая школа - важнейшее звено между социальной сферой и сферой материального производства. В последнее время вузы стали активными участниками инновационного процесса в России. В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: интернеттехнологии, технологии электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, кейс-стадии (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов и др.

Изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебнопознавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории» (индивидуального выбора учебных дисциплин и очередности их изучения), на уточнение целей, которые ставит перед собой студент, на помощь студенту в планировании своей деятельности, на консультирование по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов обучения.

Деятельность по А.Н. Леонтьеву, «есть молярная единица жизни студента… опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами деятельность - это имеющая свое строение, свои внутренние переходы превращения, свое развитие» [2, с. 141]. В то время как С.Д. Смирнов определяет деятельность как «совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением» [3, с. 41].

Для того чтобы логика изучаемого предмета стала доступна студентам, преподаватель должен преобразовать содержание предмета в духе теории учебной деятельности. Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека. Фактически человек сам создает виртуальную «архитектуру» своей компетенции. Известно, что сегодня зачисление в вузы проходит как на бюджетной, так и на коммерческой основе, а это приводит к формированию неоднородной по степени подготовки аудитории, которую условно можно разделить на «сильных», «средних» и «слабых» студентов. Преподавателю при работе с подобной аудиторией приходится ориентироваться на некоторый усредненный уровень знаний и умений студентов. Такой подход не позволяет полностью раскрыть потенциал «сильных» студентов, в то же время не решается вопрос с отставанием «слабых», поскольку остается разница между уровнем последних и средним необходимым. Следовательно, возникает необходимость в использовании новых методов, форм и средств обучения помимо традиционных.

Традиционное образование, как считают многие ученые (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, В.А. Краковский и др.), преимущественно информационного типа, оно продуцирует чаще всего знания, умения и навыки, а не личностное развитие студента. Поучительно для нас в данном случае высказывание яркого представителя гуманистической психологии К. Роджерса, который писал, что «помочь людям стать личностями - это значительно более важно, чем помочь стать математиками или знатоками французского языка». А знаменитый отечественный ученый П.Ф. Каптерев говорил: «Я хочу свести все обучение на психологическую почву». При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей, притязаний личности студента приобретают особую направленность. Преподавателям очень важно не только научиться организовывать учебную деятельность студентов (коллективную, групповую, парную, индивидуальную), но и культивировать гуманистические отношения: самоценность личности, уважение к ней, опору на положительное в Человеке, создание «ситуации успеха» для каждого студента, особенно слабоуспевающего, формирование высоких норм культуры общения и совместной деятельности и т.д.

 

Список литературы

1. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

2. Леонтьев А.Н. Избр. психол. тр. Т. 2. - М.: Педагогика, 2003. - С. 94-233.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

Войти или Создать
* Забыли пароль?