Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье обсуждается актуальная социально-педагогическая проблема – успешность/неуспешность младшего школьника в ходе обучения. Рассматриваются причины возникновения у ребенка трудностей в школьной жизни, потери интереса к учению, нарушения взаимоотношений в классном коллективе. Характеризуются условия создания в начальной школе образовательной среды, стимулирующей повышение качества образования детей младшего школьного возраста.
успешность обучения; образовательная среда; педагогика успеха; создание ситуации успеха; учебный диалог; обеспечение педагогической поддержки младшего школьника; признание.
Особенности коммуникативного
взаимодействия младшего
школьника с учителем
Остановимся на особенностях положительного взаимодействия младших школьников с учителем. Можно выделить следующие цели коммуникативного взаимодействия в системе «ученик – учитель», то есть учебного общения:
1) удовлетворение любопытства;
2) установление контакта;
3) принятие и передача информации;
4) побуждение к действию, к активности;
5) установление отношений (фиксация своего места в социуме);
6) обмен эмоциями;
7) оказание влияния, установление согласованных действий.
Для проблемы, которую мы обсуждаем, очень важны две первые цели коммуникативного взаимодействия. Так, для младшего школьника, особенно первого-второго класса, крайне значимо удовлетворение любопытства. Оно часто проявляется в так называемом заигрывании со взрослым: вопросах, взглядах, подобострастных улыбках, заглядывании в глаза, желании дотронуться. Мы должны понимать, что это особая форма привлечения к себе внимания и ее необходимо принять: педагог должен в ней участвовать, а не отмахиваться от ребенка, даже если такое поведение его раздражает. В основе подобного стремления детей к общению лежат разные причины, среди них есть и негативные: душевное неблагополучие, «прилюдное одиночество», неустойчивость эмоционального состояния. И учитель должен не только все это заметить, но и прореагировать. Например, первоклассник (или новый ученик во вторых–четвертых классах), который только начал посещать школу и еще не вошел в детский коллектив, чувствует себя одиноким, покинутым. В данном случае установление педагогом правильного взаимодействия с ребенком – предпосылка его успешной адаптации к новым условиям, социализации в коллективе сверстников. Инициатива общения здесь принадлежит педагогу, ребенок исполняет пассивную роль: слушает, кивком отвечает на вопрос, держится за руку, отвечает на улыбку...
1. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. Избранные труды. - М.: Наука, 1975. - 559 с.
2. Виноградова Н.Ф. Начальная школа XXI века. Концепция начального образования. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 64 с.
3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.
4. Строганова Л.В. Формируем нравственную и психологическую культуру младших школьников: учебно-методическое пособие. - М: Педагогическое общество России, 2012. - 80 с.
5. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский. Избранные сочинения. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 359 с.
6. Феррер-и-Гуардия Ф. Современная школа / [Электронный ресурс]. Сайт библиотеки электронной литературы - URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/ferreri-guardiya-fransisko/sovremennayashkola (дата обращения: 17.11.2018).
7. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 687 с.