Ставрополь, Россия
Ставрополь, Россия
Ставрополь, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогической технологией мониторинга, используемой в системе профессионального образования для выявления успешности развития профессионально важных качеств студентов. Обращается внимание на то, что мониторинг предоставляет преподавателю и студенту возможность сравнивать планируемые и фактические результаты, выявлять скрытые резервы и ориентиры успешной работы, на основе которых можно наметить программу дальнейших действий. Указывается, что технологии реализации мониторинга, такие, как тестирование, выявляют не только уровень развития профессионально важных качеств студента, но и их соответствие конкретным нормам, полученным путем анализа способов выполнения ряда специальных заданий. Позитивные тенденции изменения учебных ситуаций в электронной информационно-образовательной среде влекут за собой положительные изменения в успешности развития профессионально важных качеств студентов.
мониторинг, задачи мониторинга, технологии реализации мониторинга, профессионально важные качества, электронная информационно-образовательная среда.
К профессионально важным качествам студента любого направления подготовки относят его личностные и профессиональные качества, которые обеспечивают высокую вероятность успешности его профессионального становления. Они необходимы и достаточны для осуществления той или иной плодотворной деятельности. В профессиональном образовании внешними факторами, инициирующими развитие профессионально важных качеств студента, могут быть содержание и технологии выполнения деятельности, система оценки учебных достижений и уровня развития студентов. В связи с этим представляется обоснованным рассмотрение возможностей педагогической технологии мониторинга профессионально важных качеств студентов. В настоящее время эта технология является одним из приоритетных направлений современной теории и практики управления образовательными системами [4]. Мониторинг представляет собой «целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза» [1]. В ходе мониторинга профессионально-образовательного процесса можно решить следующие задачи:
отслеживание трудностей, неспособности понять новый учебный материал;
разработка способов управления профессионально-образовательным процессом;
получение информации о сформированности профессионально важных качеств студентов;
выявление устойчивых тенденций к ухудшению результативности профессионально-образовательного процесса.
1. Гирба Е.Ю. Организационно-педагогические условия мониторинга образовательного процесса в современной школе: дис. … канд. пед. наук. - М., 2008. - 180 с.
2. Горовая В.И., Шевченко Г.И. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в электронной образовательной среде. - Ставрополь : ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. - 214 с.
3. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.
4. Рябова Н.В. Компьютерные технологии в мониторинге профессионального становления студентов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 1. - С. 23-27.
5. Шевченко Г.И. Средства методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3(52). - С. 195-197.
6. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика и культура интегративного управления // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 132-148.