Правовой режим территориального моря анализируется с позиций международного и внутригосударственного права. Рассматриваются законодательство и практика КНР по следующим проблемам территориального моря: границы территориального моря; проход иностранных судов через территориальное море; морские научные исследования; защита морской среды в территориальном море.
Территориальное море, Закон КНР о территориальном море и прилежащей зоне, прямая исходная линия, право мирного прохода, морские научные исследования, защита морской среды, делимитация территориального моря.
Китай — это континентально-морская держава, которая омывается водами залива Бохай, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и залива Бэйбу. Общая протяженность морской береговой линии КНР составляет 18 тыс. км, протяженность береговой линии островов, контролируемых Китаем, — 14 тыс. км. С севера на юг китайское побережье, будучи расположенным в трех климатических поясах, простирается на 38 градусов. В связи с этим в китайском законодательстве всегда уделялось внимание проблеме установления правового режима морских пространств, находящихся под суверенитетом государства.
В Китае первоначальное знание о территориальном море появилось лишь в конце XIX в. Так, в 1864 г. впервые был использован термин «территориальное море» в международном контакте. Однако в то время официально употреблялся термин «внутреннее море». В 1899 г. между правительствами династии Цин и Мексикой был подписан Договор о дружбе и торговле, в котором были предусмотрены водные пределы на 9 морских миль от берега моря, и это в данном случае можно было понимать как пределы территориального моря. По сути, имелся в виду район специального управления — «морская таможенная зона».
С 1912 г. Правительство Китая начало обсуждение вопроса о ширине территориального моря, в 1930 г. страна приняла участие в Гаагской конференции. В связи с этим Правительством Китая 24 июня 1931 г. было опубликовано постановление «О территориальном море шириной 3 морские мили». 19 июня 1934 г. Китаем была объявлена юрисдикция на морское пространство в пределах 12 морских миль в целях применения таможенного законодательства. Таким образом, с этого времени можно считать официально установленными пределы территориального моря и полосы таможенного контроля Китая.
Отметим, что в то время Китай являлся государством полуфеодальным и полуколониальным, правовые акты о территориальном море фактически не реализовывались. Вместе с тем первые попытки установления правового режима территориального моря в рамках многостороннего международного договора предпринимались уже в начале XX в. Значительных успехов в данном направлении удалось достичь лишь в 1958 г. с принятием Женевской конвенции «О территориальном море и прилежащей зоне». Однако Конвенция содержала ряд существенных недостатков, важнейшим из которых являлось отсутствие единой нормы о ширине территориального моря.
После образования Китайской Народной Республики была опубликована Декларация Правительства КНР «О территориальном море», одобренная на 100-м заседании ПК ВСНП КНР 4 сентября 1958 г. (далее — Декларация 1958 г.). Декларация официально установила ширину территориального моря в 12 морских миль, исчисляемых от соответствующих прямых исходных линий, а также основные положения о территориальном море КНР. Отметим, что в то время основополагающие положения о правовом институте территориального моря законодательно установлены не были, как не были определены конкретные исходные линии и их географические координаты. В период III Конференции ООН по морскому праву представители китайской делегации неоднократно выражали свои позиции и вносили конкретные предложения по вопросам территориального моря.
1. Greenfield J. China’s Practice in the Law of the Sea. Clarendon Press, 1992.
2. Hyun-Soo Kim. The 1992 Chinese Territorial Sea Law in the Light of UN Convention // International and Comparative Quarterly. Vol. 43. 1994.
3. Oppenheim’s International Law / eds. by R. Jennings and A. Watts. Third United Nations Conferenсe on the Law of the Sea: Official Records. Vol.•XVI.
4. Анашкина И. А. Международно-правовой режим территориального моря: дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.
5. Большая китайская энциклопедия. Том «Юриспруденция». Пекин, 2006 (на кит. яз.).
6. Ван Тея. Сборники китайских и зарубежных договоров. Т. 1. Пекин, 1957 (на кит. яз.).
7. Вылегжанин А. Н. К толкованию международно-правовых постановлений об исходных линиях // Московский журнал международного права. 2011. № 2.
8. Вылегжанин А. Н. Нормы международного права об исходных линиях // Государство и право. 2012. № 1.
9. Гао Цзяньцзюнь. Китай и международное морское право. Пекин, 2004 (на кит. яз.).
10. Доклад о развитии морской деятельности в Китае 2011. Пекин, 2011 (на кит. яз.).
11. Доклад о развитии морской деятельности в Китае 2013. Пекин, 2013 (на кит. яз.).
12. Китайская морская газета. 2009. 11 сент. (на кит. яз.).
13. Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.
14. Лю Лиминь. О проблеме устройства института территориального моря в период Китайской Республики // Вестник Гуйчжоуского педагогического университета. 2008. № 1 (на кит. яз.).
15. Лян Шуин. Режим территориального моря Китая // Форум политологии и права. 1994. № 3 (на кит. яз.).
16. Сборник материалов морского права. Пекин, 1987 (на кит. яз.).
17. Сборник нормативно-правовых актов КНР по морям и океанам. 4-е изд. Пекин, 2012 (на кит. яз.).
18. Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства 1978-2010 гг.): в 2 ч. Ч. 1: 1978-2001 гг. М., 2012.
19. Чжао Лихай. Теория и практика современного морского права. Пекин, 1987.
20. Чэнь Дэгун. Современное международное морское право. Пекин, 2009 (на кит. яз.).
21. Шень Вэньчжоу. Технические методы морской делимитации. Пекин, 2003 (на кит. яз.).
22. Янь Хунмо. Объяснения о проекте Закона КНР о территориальном море и прилежащей зоне // Бюллетень Государственного Совета КНР. 1992. 19 янв. (на кит. яз.).