LEGAL REGIME OF THE TERRITORIAL SEA OF THE PEOPLE´S REPUBLIC OF CHINA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Legal regime of the territorial sea is analyzed from the perspectives of both of international and domestic law. The article is considering the development of the legislation regulating the Legal regime of the territorial sea in China. Author used abstract-logical, comparative-legal, formal-legal and historical methods. The article highlights the stages in the development of legislation, their peculiarities, as well as the main tasks at these stages. The main attention is paid to the Law of the People’s Republic of China on the Territorial Sea and the Contiguous Zone (1992), the conditions in which it was enacted, and its subsequent adjustments. The author examines legislation and practice of the People’s Republic of China on the following problems of the territorial sea: limits of the territorial sea, the innocent passage of foreign ships through the territorial sea, marine scientific research, protection of the marine environment in the territorial sea. The general conclusion is that the Legislation China practically comply with the 1982 UN Convention on the Law of the Sea and operates on the basis of its implementation into national legislation. Chinese law and practice as a whole is also consistent with existing customary norms of international law and take into account the prevailing trends seen in the legislative practice of a significant number of coastal states.

Keywords:
Territorial sea, the Law of the People’s Republic of China on the Territorial Sea and the Contiguous Zone, straight baselines, right of innocent passage, marine scientific research, protection of the marine environment, delimitation of the territorial sea.
Text

Китай — это континентально-морская держава, которая омывается водами залива Бохай, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и залива Бэйбу. Общая протяженность морской береговой линии КНР составляет 18 тыс. км, протяженность береговой линии островов, контролируемых Китаем, — 14 тыс. км. С севера на юг китайское побережье, будучи расположенным в трех климатических поясах, простирается на 38 градусов. В связи с этим в китайском законодательстве всегда уделялось внимание проблеме установления правового режима морских пространств, находящихся под суверенитетом государства.

В Китае первоначальное знание о территориальном море появилось лишь в конце XIX в. Так, в 1864 г. впервые был использован термин «территориальное море» в международном контакте. Однако в то время официально употреблялся термин «внутреннее море». В 1899 г. между правительствами династии Цин и Мексикой был подписан Договор о дружбе и торговле, в котором были предусмотрены водные пределы на 9 морских миль от берега моря, и это в данном случае можно было понимать как пределы территориального моря. По сути, имелся в виду район специального управления — «морская таможенная зона».

С 1912 г. Правительство Китая начало обсуждение вопроса о ширине территориального моря, в 1930 г. страна приняла участие в Гаагской конференции. В связи с этим Правительством Китая 24 июня 1931 г. было опубликовано постановление «О территориальном море шириной 3 морские мили». 19 июня 1934 г. Китаем была объявлена юрисдикция на морское пространство в пределах 12 морских миль в целях применения таможенного законодательства. Таким образом, с этого времени можно считать официально установленными пределы территориального моря и полосы таможенного контроля Китая.

Отметим, что в то время Китай являлся государством полуфеодальным и полуколониальным, правовые акты о территориальном море фактически не реализовывались. Вместе с тем первые попытки установления правового режима территориального моря в рамках многостороннего международного договора предпринимались уже в начале XX в. Значительных успехов в данном направлении удалось достичь лишь в 1958 г. с принятием Женевской конвенции «О территориальном море и прилежащей зоне». Однако Конвенция содержала ряд существенных недостатков, важнейшим из которых являлось отсутствие единой нормы о ширине территориального моря.

После образования Китайской Народной Республики была опубликована Декларация Правительства КНР «О территориальном море», одобренная на 100-м заседании ПК ВСНП КНР 4 сентября 1958 г. (далее — Декларация 1958 г.). Декларация официально установила ширину территориального моря в 12 морских миль, исчисляемых от соответствующих прямых исходных линий, а также основные положения о территориальном море КНР. Отметим, что в то время основополагающие положения о правовом институте территориального моря законодательно установлены не были, как не были определены конкретные исходные линии и их географические координаты. В период III Конференции ООН по морскому праву представители китайской делегации неоднократно выражали свои позиции и вносили конкретные предложения по вопросам территориального моря.

 

References

1. Greenfield J. China’s Practice in the Law of the Sea. Clarendon Press, 1992.

2. Hyun-Soo Kim. The 1992 Chinese Territorial Sea Law in the Light of UN Convention. International and Comparative Quarterly. Vol. 43. 1994.

3. Oppenheim’s International Law / eds. by R. Jennings and A. Watts. Third United Nations Conferense on the Law of the Sea: Official Records. Vol.•XVI.

4. Anashkina I. A. Mezhdunarodno-pravovoy rezhim territorial´nogo morya: dis.... kand. yurid. nauk. M., 2002.

5. Bol´shaya kitayskaya entsiklopediya. Tom «Yurisprudentsiya». Pekin, 2006 (na kit. yaz.).

6. Van Teya. Sborniki kitayskikh i zarubezhnykh dogovorov. T. 1. Pekin, 1957 (na kit. yaz.).

7. Vylegzhanin A. N. K tolkovaniyu mezhdunarodno-pravovykh postanovleniy ob iskhodnykh liniyakh. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2011. № 2.

8. Vylegzhanin A. N. Normy mezhdunarodnogo prava ob iskhodnykh liniyakh. Gosudarstvo i pravo. 2012. № 1.

9. Gao Tszyan´tszyun´. Kitay i mezhdunarodnoe morskoe pravo. Pekin, 2004 (na kit. yaz.).

10. Doklad o razvitii morskoy deyatel´nosti v Kitae 2011. Pekin, 2011 (na kit. yaz.).

11. Doklad o razvitii morskoy deyatel´nosti v Kitae 2013. Pekin, 2013 (na kit. yaz.).

12. Kitayskaya morskaya gazeta. 2009. 11 sent. (na kit. yaz.).

13. Kolodkin A. L., Gutsulyak V. N., Bobrova Yu. V. Mirovoy okean: mezhdunarodno-pravovoy rezhim. Osnovnye problemy. M., 2007.

14. Lyu Limin´. O probleme ustroystva instituta territorial´nogo morya v period Kitayskoy Respubliki. Vestnik Guychzhouskogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № 1 (na kit. yaz.).

15. Lyan Shuin. Rezhim territorial´nogo morya Kitaya. Forum politologii i prava. 1994. № 3 (na kit. yaz.).

16. Sbornik materialov morskogo prava. Pekin, 1987 (na kit. yaz.).

17. Sbornik normativno-pravovykh aktov KNR po moryam i okeanam. 4-e izd. Pekin, 2012 (na kit. yaz.).

18. Sovremennoe pravo Kitayskoy Narodnoy Respubliki (obzor zakonodatel´stva 1978-2010 gg.): v 2 ch. Ch. 1: 1978-2001 gg. M., 2012.

19. Chzhao Likhay. Teoriya i praktika sovremennogo morskogo prava. Pekin, 1987.

20. Chen´ Degun. Sovremennoe mezhdunarodnoe morskoe pravo. Pekin, 2009 (na kit. yaz.).

21. Shen´ Ven´chzhou. Tekhnicheskie metody morskoy delimitatsii. Pekin, 2003 (na kit. yaz.).

22. Yan´ Khunmo. Ob´´yasneniya o proekte Zakona KNR o territorial´nom more i prilezhashchey zone. Byulleten´ Gosudarstvennogo Soveta KNR. 1992. 19 yanv. (na kit. yaz.).

Login or Create
* Forgot password?