АО «НЕОЛАНТ» (руководитель направления "Умный город")
Россия
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Рассмотрены опыт, способы и инструменты развития коммунальной инфраструктуры ЖКХ в «Умном городе», а также варианты финансирования таких проектов.
ЖКХ, коммунальная инфраструктура, городская инфраструктура, городское хозяйство, «Умный город».
ЖКХ и коммунальная инфраструктура являются неотъемлемыми частями любого города и, по сути, представляют из себя «кровеносные» городские системы питания, которые занимают центральную роль в его жизнеобеспечении и функционировании.
Сегодня, когда страна вошла в эру цифровой трансформации и четвертой промышленной революции, роль таких «кровеносных систем» не только не снижается, а наоборот все увеличивается и увеличивается. От эффективности и функциональности коммунальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения зависят уже не просто базовые человеческие и хозяйственные потребности города, а вся его совокупность экономических, социальных и даже политических систем. Поэтому модернизация и трансформация именно этого базового блока городского хозяйствования будет задавать вектор и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие «Умного города».
Исследование глобального института McKinsey показало, что внедрение высокотехнологичных «умных» решений значительно повлияло на различные аспекты качества жизни горожан. Так, например, проанализировав развитие 50 городов в разных странах, эксперты компании обнаружили, что в городах с более высоким уровнем жизни преобразования обычно идут быстрее, хотя уровень осведомленности населения об «умных решениях» и их использования порой довольно низок. Интересный факт, что, к примеру, внедрение таких ЖКХ-систем как «Умное водоснабжение» помогает экономить от 15-80 литров воды в день на человека [1].
Сегодня почти каждый город, который реализует проекты по развитию «Умный город» всегда закладывает в свою стратегию развития направление «Умного ЖКХ» – это по своей сути является аксиомой в подходах по развитию «Умных городов», так как в основном дальнейшее развитие строится и обеспечивается за счет эффективного функционирования именно этого направления.
Так, например, основными целями развития «Умного города» в Сингапуре являются такие инициативы в области интеллектуализации коммунальной инфраструктуры и ЖКХ как:
– снижение ресурсной зависимости от стран-соседей в области обеспечения пресной водой, с помощью интеллектуальных систем водоочистки и «умного» водоснабжения и водораспределения (около 75% пресной воды в Сингапур завозится от стран-соседей);
– снижение энергопотребления за счет внедрения «умных» систем энергопотребления, распределения, генерации, а также использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.
Проблемы ресурсо- и энергообеспечения одни из самых острых на сегодняшний день в сфере городского хозяйства и ЖКХ, так, к примеру, почти 70% всей электроэнергии Гонконга потребляет коммерческий сектор [2], в связи с этим власти города запустили следующие программы в рамках развития «Умного города»:
– План устойчивого использования ресурсов до 2022 г.;
– План управления пищевыми отходами микрорайонов и кварталов города до 2022 г.;
– План энергосбережения для территорий с жилой и коммерческой застройкой до 2025+ г.
Типовыми «умными» технологиями и решения в области интеллектуализации коммунальной инфраструктуры и ЖКХ, которые применяются при модернизации и трансформации инфраструктуры, следующие:
– системы автоматизации муниципальных зданий;
– системы управления городской инфраструктурой и городским хозяйством на основе «цифровых двойников», ИИ и анализа больших данных;
– системы автоматизированного распределения энергии;
– динамические тарифы на электроэнергию;
– системы мониторинга за сбором, транспортировкой и утилизацией отходов;
– системы управления качеством воды;
– использованием «умных счетчиков» и приложений для отслеживания расхода воды в режиме реального времени;
– использованием «умных счетчиков» и приложений для отслеживания расхода электроэнергии в режиме реального времени.
Важно также подчеркнуть, что данные решения призваны повысить эффективность функционирования и производительность исправной коммунальной инфраструктуры. Коммунальная инфраструктура в России – одна из самых масштабных в мире, при этом ее износ составляет от 50 до 70% [3]. Поэтому, прежде чем внедрять «умные» решения в этой области, следует модернизировать инфраструктуру с высокой степенью износа.
Согласно экспертными оценкам, оборот рынка ЖКХ в РФ составляет около 4 трлн руб. в год – это большой конкурентный рынок, на котором работают около 37 тыс. организаций. Учитывая степень износа, которая существует на сегодняшний день, для качественной модернизации и дальнейшей трансформации коммунальной инфраструктуры нужны не только высокоинтеллектуальные и технологические решения, но и не менее эффективные и инновационные финансовые инструменты, которые могли бы в полной мере обеспечивать процессы ее модернизации.
Развитие подобных масштабных программ по модернизации и интеллектуализации коммунальной инфраструктуры и ЖКХ в целом показывает, что федеральное правительство, региональные и муниципальные власти, бизнес и общество понимают, что инфраструктура городов на сегодняшний день нуждается в капитальной модернизации и значительном инвестировании. Так, в американском опросе «Международной ассоциации управления городами и графствами» (ICMA) почти 40% респондентов заявили, что им нужны дополнительные деньги «для поддержания инфраструктуры на базовом уровне» и указали, что нынешнее состояние их инфраструктуры ухудшает качество жизни [4]. Но, как правило, сегодня муниципальные возможности по самостоятельному финансированию и развитию проектов по модернизации инфраструктуры и интеллектуализации города очень ограничены, что заставляет городские власти рассматривать альтернативные инструменты и механизмы привлечения инвестиций, а также новые модели финансирования инфраструктурных и городских программ развития
В такой ситуации реализация и финансирование проектов по модернизации, трансформации и развитию коммунальной инфраструктуры с помощью формата ГЧП и концессий становятся все более привлекательными и эффективными. Показателен отчет консалтинговой компании «Black & Veatch», в ходе подготовки которого три четверти опрошенных респондентов заявили, что считают формат ГЧП и концессий наиболее эффективной моделью финансирования инициатив по интеллектуализации городов [5].
Мировая практика финансирования инфраструктурных проектов в области модернизации и развития коммунальной инфраструктуры и ЖКХ на сегодняшний день уже сложилась и имеет очень широкое количество разнообразных механизмов и инструментов. В связи с этим, города развитых стран, в частности города США, Канады, Австралии и Европы, могут применять различные подходы к финансированию и фондированию таких проектов. Важно также проводить различие между этими двумя терминами (финансирование и фондирование), которые часто используются как взаимозаменяемые. Под финансированием понимается перенос во времени расходов, с помощью которого заемщик (например, город) может отложить расходы, понесенные по капитальным проектам, до будущего момента времени (например, до даты погашения кредита). А фондирование относится к средствам, с помощью которых расходы по проекту погашаются городом через такие механизмы, как, например, налог на имущество. Использовать инструменты и механизмы финансирования и фондирования можно как для оплаты расходов на обслуживание, связанных с развитием крупных инфраструктурных и городских проектов, так и получения доходов.
Соответственно город, при инициации инфраструктурных проектов в области модернизации и развития коммунальной инфраструктуры или проектов по ее интеллектуализации, может использовать следующий набор инструментов и механизмов:
1. Инструменты финансирования:
– кредиты и займы в коммерческих банках;
– кредиты и займы в банках развития и инвестиционных корпорациях;
– выпуск облигаций муниципальных проектов;
– использование зеленых облигаций;
– финансирование за счёт налогового приращения (TIF);
– лизинг и финансирование за счет поставщиков и подрядчиков;
– использование кредитных гарантий.
2. Инструменты фондирования:
– дополнительные имущественные налоги или их повышение;
– дополнительные налоги на бизнес или их повышение;
– увеличение объемов муниципального подоходного налога;
– дополнительные пошлины и сборы или их повышение;
– использование моделей с оплатой за производительность;
– использование федеральных грантов [6].
В российской действительности таких инструментов значительно меньше. На данный момент спектр инструментов и механизмов представлен следующими форматами, которые в той или иной форме являются разными моделями ГЧП:
– Соглашения о ГЧП;
– Концессионные соглашения;
– Инфраструктурная ипотека.
По своей сути, инфраструктурная ипотека (далее – ИИ) – это усовершенствованное ГЧП, и заключается в том, что частный партнер берёт кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счёт регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта ИИ, частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход. Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая ИИ позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов [7] .
Очень важным является то, что в силу использования таких инструментов секьюритизации как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.), ИИ облегчит внедрение «зеленого финансирования» в АЗРФ [8].
Дополнительно в этом году также произошли серьезные изменения в законодательстве, связанным с возможностью использования ГЧП при реализации IT-проектов. Ранее действовавшее законодательство не предусматривало четких механизмов взаимодействия государственных и частных капиталов в сфере IТ-технологий, законом было предусмотрено, что концессионные соглашения могут касаться лишь недвижимого или движимого имущества совместно с недвижимым (например, автомобильные дороги, комплексы фиксации нарушений, аэродромы и пр.). Теперь в число объектов концессионных соглашений включены объекты IT-инфраструктуры, а именно – программное обеспечение, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе, в составе сайтов и государственных IT-систем или их совокупности). Этот перечень также дополнен интернет-сайтами, другими объектами информационных технологий и имуществом, технологически связанным с одним или несколькими такими объектами и предназначенным для обеспечения их функционирования.
Учитывая данные факты, можно сказать, что для эффективного развития и интеллектуализации коммунальной инфраструктуры ЖКХ на первых этапах требуется осуществить базовую модернизацию и приведение в порядок основных активов, которые находятся на балансе, а далее уже осуществлять интеллектуализацию посредством «умных» решений и систем, используя для этого инструменты и механизмы ГЧП, и в первую очередь инфраструктурную ипотеку [8], которые являются самым оптимальным вариантом реализации таких жизненно необходимых проектов, максимально вовлекая в эти процессы частный сектор и придавая импульс для эффективного социально-экономического развития города и дальнейшей его трансформации в «умный».
1. Технологии «Умных городов»: что влияет на выбор горожан? [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. - Июль 2018 г. - URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Industries/Public%20Sector/Our%20Insights/Smart%20city%20solutions%20What%20drives%20citizen%20adoption%20around%20the%20globe/Smart-city-solutions-What-drives-citizen-adoption-around-the-globe-RU.ashx;
2. Report of Consultancy Study on Smart City Blueprint for Hong Kong. [Электронный ресурс] // Office of the Government Chief Information Officer. - URL: https://www.smartcity.gov.hk/report/full;
3. ЖКХ меняется. Когда оно изменится? [Электронный ресурс] // Эксперт Онлайн - 2016 г. - URL: http://expert.ru/2016/04/4/zhkh-menyaetsya-kogda-ono-izmenitsya;
4. ICMA Survey Research: Innovations and Emerging Practices in Local Government 2016 Survey. [Электронный ресурс] // ICMA. - 01.06.2017. - URL: https://icma.org/documents/icma-survey-research-innovations-and-emerging%20-practices-local-government-2016-survey;
5. Black & Veatch Smart Cities. [Электронный ресурс] // Black & Veatch. - 2016 - URL: https://www.bv.com/reports/2016/smart-cities
6. Funding and financing Smart Cities. [Электронный ресурс] // Deloitte. - 2017 - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/public-sector/us-ps-funding-and-financing-smart-cities.pdf Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования//Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.
7. Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования//Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.
8. Воротников А. М. Перспективы «зеленого» финансирования в реализации инфраструктурных проектов в Арктике // Журнал экономических исследований . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . - 2018. - Т. 4. - №. 6. - С. 87-96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (дата обращения: 02.09.2018).