МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рубрики:
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье ставится ряд вопросов, требующих решения в ходе реформы местного самоуправления. Рассматриваются правовые средства решения этих вопросов, называются меры, обеспечивающие функциональное назначение местного самоуправления.

Ключевые слова:
Реформа местного самоуправления, взаимоотношения муниципальных органов и органов государственной власти, Конституция Российской Федерации, федеральный закон, функциональное назначение муниципалитетов.
Текст

Говоря о путях реформирования местного самоуправления, нельзя обойти вниманием проблему взаимоотношений муниципальных органов и органов государственной власти. Правовые основы этих взаимоотношений установлены в ст. 12 Конституции РФ, где сказано, что органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции и не входят в систему органов государственной власти.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изданный в 1995 г., т. е. вскоре после принятия Конституции РФ, содержал прямой запрет для органов государственной власти образовывать органы местного самоуправления и назначать должностных лиц местного самоуправления. Несколько позднее Конституционный Суд РФ, истолковывая содержание ст. 12 Конституции РФ, определил право населения и избираемых им представительных органов местного самоуправления самостоятельно без вмешательства органов государственной власти формировать органы местного самоуправления, в том числе избирать главу администрации муниципального образования.

В новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанного запрета уже нет. Однако установлены случаи, когда органы государственной власти и их должностные лица могут участвовать в формировании органов местного самоуправления. Если глава местной администрации назначается по результатам конкурса на замещение данной должности, 1/3 состава конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе назначается законодательным (представительным) органом субъекта Федерации по предложению высшего должностного лица субъекта Федерации, а 2/3 состава комиссии — представительным органом муниципального района, городского округа. По заявлению высшего должностного лица субъекта Федерации контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке в связи с нарушением условий контракта, касающихся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законом или законом субъекта Федерации.

В 2007 г. законодательно установлена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, перечень показателей для которой определяется Президентом РФ. В 2010 г. Указом Президента РФ такой перечень был определен и установлена обязанность глав местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежегодно представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности соответствующих органов местного самоуправления за отчетный год и о планируемых значениях на трехлетний период.

 

Список литературы

1. Бюллетень местного самоуправления. 2014. 11 февр. № 4.

2. Еллинек Г. Изменение и преобразование Конституции. Пер. с нем. СПб., 1897.

3. Информационный бюллетень местного самоуправления. 2013. 22 окт. № 34.

4. Информационный бюллетень местного самоуправления. 2013. 17 дек. № 4.

5. Стенограмма встречи Владимира Путина с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8 ноября 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru.

Войти или Создать
* Забыли пароль?