Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Несмотря на экономические преобразования в России и снижения показателей развития определенных отраслей, стабильность существования и развития социально-экономических отношений зависит от грузо- и пассажирооборота страны. Перевозка груза и пассажиров по автомобильным дорогам общего пользования имеет тенденцию к росту, что приводит к повышению удельного веса всех типов автомобильного транспорта на улично-дорожной сети. Транспорт, помимо положительных сторон для социальной и экономической сферы, несет и негативные стороны, в виде большого количества дорожных происшествий, заторовых ситуаций и загрязнения окружающей среды. На современном этапе исследования данных негативных сторон особую, немаловажную роль играет экология, защита окружающей среды от негативного воздействия транспорта. Возникает необходимость защиты придорожной территории, которая способна обеспечить отсечку выбросов в атмосферный воздух загрязненных веществ и своеобразную шумовую и виброзащиту вблизи дороги. Эта проблема может быть решена путем создания защитных насаждений, так как зеленые насаждения являются лучшим естественным (природным) средством защиты от загрязнения атмосферного воздуха, от снежных и песчаных заносов, от шума и вибрации, они обеспечивают архитектурно-художественное оформление вдоль автомобильных дорог. А, помимо выполнения своей основной функции – защиты, они имеют большое практическое значение вдоль автомобильных дорог регионального и федерального уровня, так как они благотворно воздействуют на условия роста сельскохозяйственных культур, преграждая путь суховеям.

Ключевые слова:
автомобильная дорога, древесно-кустарниковая растительность, защитные полосы, полезащитное лесоразведение, транспорт, технологические схемы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время при проектировании, строительстве и использовании автомобильных дорог нет требований, как увязать дорогу с ландшафтом, чтобы сохранить ценные элементы природы, ее красоту и учет интересов населенных пунктов в зоне строительства. В результате  созданная автомобильная дорога грубо расчленяет ландшафт своей прямолинейностью и независимостью от сложившейся годами растительной фауной (если речь не идет о защитных территориях, природоохранных объектов и т.д.). Ось дороги, гармонично увязанная с формой рельефа и окружающим ландшафтом, необходимо рассматривать как единую кривую, т.е. быть плавной не только в плане, но и в вертикальном профиле.

Имея громадное наследство от советского союза, в России имеется огромная сеть автомобильных дорог, значение которых постоянно возрастает как в экономическом развитии страны, так и в повышение благосостояния населения. Существующая дорожная сеть обеспечивает перемещение громадного объема грузо- и пассажиропотока [1]. А с учетом того, что ежегодно количество подвижного состава увеличивается роль обеспечения безопасности на транспорте (в частности, экологической) возрастает.

Условия, материалы и методы исследований. Автомобильные дороги должны обеспечивать бесперебойное движение транспорта в любое время года. На всей территории страны они подвержены воздействую загрязнения придорожной территории отработавшими газами и неблагоприятных погодно-климатических условий (не только в северной и средней полосе, но и в южных районах). Например, снежные заносы способствуют созданию аварийных ситуаций и дорожных происшествий, вызывают перебой в движении, что приводит к снижению скорости автомобилей, а это в свою очередь приводит к повышению стоимости перевозок, хотя должно быть сведено к минимуму [3, 5].

Существующая дорожная сеть, а также строительство новых дорог отстает от требований современности, и большинство участков находятся только в удовлетворительном состоянии. Это связанно не только с качеством строительства и обслуживания дороги, но и с недооценкой возможности проведения мероприятий по улучшению ландшафтных свойств прилегающей к дороге территории. Ведь правильно созданные защитные насаждения очень надежное и экономичное средство защиты дорог от воздействия неблагоприятных факторов от транспорта.

При создании защитных насаждений вдоль автомобильных дорог должны учитываться не только условия произрастания, но и задачи, с которыми должно справляться данное насаждение. Как правило, вдоль дорог создается живая защита, это могут быть лесные полосы, живые изгороди, плодово-ягодные сады.

Лесные полосы – высокие, относительно многорядные посадки деревьев и кустарников в определенном сочетании, обеспечивающем нужную густоту и структуру.

Живые изгороди – густые однородные посадки деревьев в один или два ряда. Живая изгородь сходна с планочными щитами, применяемыми на дорогах для защиты от снежных заносов [3, 6].

Наиболее целесообразно защищать автомобильные дороги, создавая плодово-ягодные сады с учетом почвенных условий. Такие живые изгороди созданы вдоль автодорог в южной части страны. Они служат самостоятельной защитой дорог от различных автомобильных и природных воздействий, при этом создание таких насаждений может окупиться за счет реализации урожая плодов и ягод, не считая основной их роли предназначения.

Плодовые деревья рекомендуется размещать параллельно направлению дороги в шахматном порядке шириной не менее 100 м. Между деревьями расстояние как правило 2,5 м. Промежутки между ними используют для выращивания косточковых пород (вишни, сливы, черешни). В междурядья обязательно вводят кустарники, которые и выполняют в основном защиту придорожной территории дороги от неблагоприятных природных факторов [2, 8].

 

Список литературы

1. Кулакова Е. Н. Рекомендации по созданию лесных культур на территории Кубанского лесничества Карачаево-Черкесской Республики / Е. Н. Кулакова // Исследования молодежи - экономике, производству, образованию. VIII Всероссийская молодежная научно-практическая конференция (с международным участием) Сыктывкарский лесной институт (Сыктывкар 17-22 апреля 2017 г.) . Сыктывкар, 2017. - С. 178-190.

2. Богданов П. Л. Древесные породы для лесных полос полезащитного лесоразведения / П. Л. Богданов // Труды лесотехнической академии имени С.М. Кирова, 1949.

3. Белохонов И. В. Плодовые породы в полезащитных лесополосах / И. В. Белохонов // Научно- исследовательский институт плодоводства имени М.В. Мичурина. Гос. изд. с.-х. литературы. 1954.

4. Матюк И. С. Устойчивость лесонасаждений / И. С. Матюк. М.: Изд-во «Лесная промышленность», 1983. - 136 с.

5. Штепа А. А. Анализ автомобильного подвижного состава в транспортной системе Воронежской области / А. А. Штепа, В. П. Белокуров, М. Н. Казачек // Материалы международной очно-заочной научно-технической конференции «Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта» (22-23 декабря 2016.) - Тула: ТГУ, 2016. - С. 170-175.

6. Юхимчук Д. Ф. Озеленение автомобильных дорог плодовыми деревьями / Д. Ф. Юхимчук // Автотрансиздат, 1955.

7. Hacker E. Pflanzen Uberstauung - Ingenierbiologie, Ergebnisse einer Literaturrecherche / E. Hacker // Ingenierbiologie und stark schwankende Wasserspiegel an Talsperren. Jahrbuch 8 der Gesellschaft fur Ingenierbiologie, 1997. S. 73-84.

8. Road Research. 1984. Vol. 14. №3, p.p. 142-148.

9. Bauman D., Fierro D. Intelligent Transportation System in plain English. "Traffic technology international". Oct/Nov, 1998, p.p. 53-56.

10. And control". 1979, vol.20, p.p. 482-483.

Войти или Создать
* Забыли пароль?