Abstract and keywords
Abstract (English):
Despite the economic transformation in Russia, and the decline in the development of certain industries, the stability of the existence and development of social and economic relations depends on the freight and passenger turnover of the country. Shipping and passengers on public roads tends to increase, which leads to an increase in the proportion of all types of road transport on the road network. Transport, in addition to the positive aspects for the social and economic sphere, also has negative sides, in the form of a large number of traffic accidents, congestion situations and environmental pollution. At the present stage of the study of these negative aspects, ecology plays a special, important role, protecting the environment from the negative impact of transport. There is a need to protect the roadside area, which is able to provide cut-off of emissions of polluted substances into the air and a kind of noise and vibration protection near the road. This problem can be solved by creating protective plantings, since green plantings are the best are the best natural (inartificial) means of protection against air pollution, snow and sand drifts, noise and vibration, they provide architectural and artistic design along the roads. And, in addition to performing their main function - protection, they are of great practical importance along the regional and federal highways, since they have a beneficial effect on the growth conditions of agricultural crops, blocking the way for hot dry winds.

Keywords:
road, tree and shrub vegetation, protective belts, forest shelter vegetation, transport, technological schemes.
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время при проектировании, строительстве и использовании автомобильных дорог нет требований, как увязать дорогу с ландшафтом, чтобы сохранить ценные элементы природы, ее красоту и учет интересов населенных пунктов в зоне строительства. В результате  созданная автомобильная дорога грубо расчленяет ландшафт своей прямолинейностью и независимостью от сложившейся годами растительной фауной (если речь не идет о защитных территориях, природоохранных объектов и т.д.). Ось дороги, гармонично увязанная с формой рельефа и окружающим ландшафтом, необходимо рассматривать как единую кривую, т.е. быть плавной не только в плане, но и в вертикальном профиле.

Имея громадное наследство от советского союза, в России имеется огромная сеть автомобильных дорог, значение которых постоянно возрастает как в экономическом развитии страны, так и в повышение благосостояния населения. Существующая дорожная сеть обеспечивает перемещение громадного объема грузо- и пассажиропотока [1]. А с учетом того, что ежегодно количество подвижного состава увеличивается роль обеспечения безопасности на транспорте (в частности, экологической) возрастает.

Условия, материалы и методы исследований. Автомобильные дороги должны обеспечивать бесперебойное движение транспорта в любое время года. На всей территории страны они подвержены воздействую загрязнения придорожной территории отработавшими газами и неблагоприятных погодно-климатических условий (не только в северной и средней полосе, но и в южных районах). Например, снежные заносы способствуют созданию аварийных ситуаций и дорожных происшествий, вызывают перебой в движении, что приводит к снижению скорости автомобилей, а это в свою очередь приводит к повышению стоимости перевозок, хотя должно быть сведено к минимуму [3, 5].

Существующая дорожная сеть, а также строительство новых дорог отстает от требований современности, и большинство участков находятся только в удовлетворительном состоянии. Это связанно не только с качеством строительства и обслуживания дороги, но и с недооценкой возможности проведения мероприятий по улучшению ландшафтных свойств прилегающей к дороге территории. Ведь правильно созданные защитные насаждения очень надежное и экономичное средство защиты дорог от воздействия неблагоприятных факторов от транспорта.

При создании защитных насаждений вдоль автомобильных дорог должны учитываться не только условия произрастания, но и задачи, с которыми должно справляться данное насаждение. Как правило, вдоль дорог создается живая защита, это могут быть лесные полосы, живые изгороди, плодово-ягодные сады.

Лесные полосы – высокие, относительно многорядные посадки деревьев и кустарников в определенном сочетании, обеспечивающем нужную густоту и структуру.

Живые изгороди – густые однородные посадки деревьев в один или два ряда. Живая изгородь сходна с планочными щитами, применяемыми на дорогах для защиты от снежных заносов [3, 6].

Наиболее целесообразно защищать автомобильные дороги, создавая плодово-ягодные сады с учетом почвенных условий. Такие живые изгороди созданы вдоль автодорог в южной части страны. Они служат самостоятельной защитой дорог от различных автомобильных и природных воздействий, при этом создание таких насаждений может окупиться за счет реализации урожая плодов и ягод, не считая основной их роли предназначения.

Плодовые деревья рекомендуется размещать параллельно направлению дороги в шахматном порядке шириной не менее 100 м. Между деревьями расстояние как правило 2,5 м. Промежутки между ними используют для выращивания косточковых пород (вишни, сливы, черешни). В междурядья обязательно вводят кустарники, которые и выполняют в основном защиту придорожной территории дороги от неблагоприятных природных факторов [2, 8].

 

References

1. Bogdanov P. L. Trees for forest belts of forest shelter. [Drevesnye porody dlya lesnykh polos polezaschitnogo lesorazvedeniya]. / P. L. Bogdanov // Trudy lesotekhnicheskoy akademii imeni S.M. Kirova. - Proceedings of Forestry Engineering Academy named after S.M.Kirov. 1949.

2. Belokhonov I. V. Plodovye porody v polezaschitnykh lesopolosakh. [Fruit breeds in forest shelter belts]. / I. V. Belokhonov // Nauchno- issledovatelskiy institut plodovodstva imeni M.V. Michurina. Gos. izd. s.-kh. literatury. 1954.

3. Kulakova E.N. Rekomendatsii po sozdaniyu lesnykh kultur na territorii Kubanskogo lesnichestva Karachaevo-Cherkesskoy Respubliki. // Issledovaniya molodezhi - ekonomike, proizvodstvu, obrazovaniyu. VIII Vserossiyskaya molodezhnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Syktyvkarskiy lesnoy institut (Syktyvkar 17-22 aprelya 2017g.). (Recommendations for the creation of forest cultures in the territory of the Kuban forestry of the Karachay-Cherkess Republic. / E.N. Kulakova // Youth Studies - Economics, Production, Education. VIII All-Russian Youth Scientific-Practical Conference (with international participation) Syktyvkar Forest Institute (Syktyvkar April 17-22, 2017) - P. 178-190.

4. Matyuk I. S. Ustoychivost lesonasazhdeniy. [Stability of forest plantations]. / I. S. Matyuk. M.: Izd-vo “Lesnaya promyshlennost”, 1983. - P. 136.

5. Shtepa A. A. Analiz avtomobilnogo podvizhnogo sostava v transportnoy sisteme Voronezhskoy oblasti. // Materialy mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii “Problemy issledovaniya sistem i sredstv avtomobilnogo transporta”, 22-23 dekabrya 2016. (Analysis of automobile rolling stock in the transport system of the Voronezh region / A. A. Shtepa, V. P. Belokurov, M. N. Kazachek // Proceedings of the international part-time scientific and technical conference “Problems of systems research and means of automobile transport”, December 22-23, 2016). - Tula: TGU, 2016, - P. 170-175.

6. Yukhimchuk D. F. Ozelenenie avtomobilnykh dorog plodovymi derevyami. [Landscaping of highways with fruit trees]. / D. F. Yukhimchuk // Avtotransizdat, 1955.

7. Hacker E. Pflanzen Uberstauung - Ingenierbiologie, Ergebnisse einer Literaturrecherche / E. Hacker // Ingenierbiologie und stark schwankende Wasserspiegel an Talsperren. Jahrbuch 8 der Gesellschaft fur Ingenierbiologie, 1997. S. 73-84.

8. Road Research. 1984. Vol. 14. №3, p.p. 142-148.

9. Bauman D., Fierro D. Intelligent Transportation System in plain English. "Traffic technology international". Oct/Nov, 1998, p.p. 53-56.

10. And control". 1979, vol.20, p.p. 482-483.

Login or Create
* Forgot password?