КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены этапы эволюционного становления цифрового маркетинга в зависимости от концепции индустрии, стадий развития маркетинга и маркетинговой среды. Раскрыты особенности инструментов маркетинга (4P) в цифровом маркетинге. Представлены новые рынки цифровой революции. Предложены стратегии цифрового маркетинга в Индустрии 4.0 в соответствии с концепцией кастомизированного маркетинга. Выделены особенности развития интегрированных маркетинговых коммуникаций в цифровой среде. Рассмотрен подход «сервис-ориентированного проектирования» в деятельности потребителя в цифровом маркетинге.

Ключевые слова:
Индустрия 4.0, инструменты маркетинга, интернет-маркетинг, цифровая революция, цифровой маркетинг, цифровые каналы, продукты, рынки, потребители, кастомизированный маркетинг, каналы маркетинговых коммуникаций, форсайт.
Текст

Структурные изменения в мировой экономике второй половины XX в., связанные с изменением вклада различных секторов хозяйства в валовой выпуск, еще сравнительно недавно воспринимались как наступление эпохи постиндустриализации. Однако, статистические данные и реальные тенденции последних лет свидетельствую скорее о деаграризации мирового хозяйства, сопровождающейся «четвертой промышленной революцией».
Известно, что результатом промышленных революций становится качественный скачок в производительности и, как следствие, доходности и/или капитализации национальных бизнесов. Эти качественные изменения затрагивают все стороны человеческого бытия и приводят к появлению новых социальных практик практически во всех сферах. Четвертая промышленная революция, или как ее еще называют «Индустрия 4.0» — это новый этап индустриализации стран, основанный на цифровой трансформации отраслей, под которой понимается массовое внедрение киберфизических систем в производство, результатом которого должны стать так называемые  безлюдные» технологии. Эти изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие сферы [5]. Одной из таких  сфер, подвергающейся сегодня трансформации является маркетинговая деятельность. Взаимосвязь этапов индустриализации, стадий маркетинга и эволюции маркетинговой среды представлена на рисунке. Схематическое представление взаимосвязи периодов доминирования концепций индустриализации со стадиями развития маркетинга позволяет наглядно представить и эволюцию маркетинговой среды как источника информации, «поля деятельности», коммуникационного пространства и объекта пристального внимания со стороны участников рыночного обмена. На этапе протомаркетинга характер и взаимодействие между продавцами и покупателями определялись внешним микроокружением. В период антрепренерского маркетинга конечный потребитель должен был быть предпринимателем, т.е. самостоятельно анализировать рыночное предложение, делать заказы, и  ожидать получения заветного товара, таким образом объектом внимания участников рыночного обмена являлась внешняя среда микро-, мезо- и макроуровня. Эпоха доктринального маркетинга в качестве объекта исследований
и научно обоснованных рекомендаций рассматривает уже не только внешнюю среду всех уровней, но и внутреннюю среду фирмы. Интерпренерский маркетинг сосредотачивает свое внимание на глобальной среде. И, наконец, наступающая эпоха цифрового маркетинга, переносит нас в глобальное виртуальное пространство.
Сегодня общепризнано, что маркетинг, может рассматриваться и как философия ведения бизнеса, и как функция и/или процесс управления, и как социальный процесс, и как инструментарий, позволяющий достигать конкурентных преимуществ в глазах потребителей. Очевидно, что изменения вызванные цифровой трансформацией отраслей экономики обязательно потребуют изменений и в концепциях, процессах и инструментарии маркетинговой деятельности.
Концептуальные изменения в маркетинговой деятельности уже происходят в результате массового внедрения в повседневную жизнь таких инноваций, как глобальные системы позиционирования NAVSTAR (ГЛОНАСС, GPS), облачные и квантовые технологии, технологии дополненной реальности, «умного» дома (SMART), больших данных (big data), искусственного интеллекта, 3D-печать, виртуальные валюты и т.п.

Список литературы

1. Абдикеев Н.М., Китова О.В., Лавлинский Н.Е. Интернет-технологии в экономике знаний [Текст] : учебник для вузов / под ред. Н.М. Абдикеева. - М. : ИНФРА-М, 2014. 448 с.

2. Вовочкин Д. Умный интернет вещей - кто он и с чем его едят? [Электронный ресурс] // ITnan.ru. 2015. - URL: https://itnan.ru/post.php?c=1&p=259243 (дата обращения: 17.10.2018).

3. Голубков Е.П. Использование цифровых технологий в маркетинге [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - № 2(124). - 2018. - С. 3-13.

4. Жестков Н. Digital маркетинг: Это еще что такое? [Электронный ресурс] // Digital маркетинг: инструменты и стратегия. - URL: https://in-scale.ru/blog/digital-marketing.html (дата обращения: 17.10.2018).

5. Лисовский С. Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция [Электронный ресурс] // Теории и практики. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ili-chto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya. (дата обращения: 17.10.2018).

6. Мануков С. 4-я промышленная революция в Давосе. [Электронный ресурс] //ЭКСПЕРТONLINE. 2016. - URL: http://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/ (дата обращения: 17.10.2018).

7. Ньюман Д. Топ-10 трендов маркетинга в 2017 году. [Электронный ресурс] // Менеджмент. Тенденции. 2016. - URL: http://www.management.com.ua/tend/tend849 (дата обращения: 17.10.2018).

8. Поляков В.А., Фомичева И.В., Юдина О.В. Направления развития современного маркетинга [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-1. - С. 200-211.

9. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. Портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.10.2018).

10. Пфанштиль И. 45 каналов для привлечения клиентов. [Электронный ресурс] // Rusability. 2017. - URL: https://rusability.ru/internet-marketing/45-marketingovyh-kanalov-dlya-privlecheniya-klientov/ (дата обращения: 17.10.2018).

11. Среднесрочный обзор цифрового единого рынка [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/priorities/digital-single-market/index_en.htm (дата обращения: 17.10.2018).

12. Сычева О.С., Якушин В.В. Интернет вещей как движущая сила маркетинга [Текст] // Торгово-экономический журнал. - 2016. - Т. 3. - № 4. - С. 341-348.

13. Фролова Л. Форсайт - это новый метод построения будущего. Особенности форсайта [Электронный ресурс] // FB.ru. 2014. - URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt---eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschego-osobennosti-forsayta (дата обращения: 17.10.2018).

14. Хель И. Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? [Электронный ресурс] // HI-News.ru. 2015. Ч URL: https://hi-news.ru/business-analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya.html (дата обращения: 17.10.2018).

15. Цифровой маркетинг [Электронный ресурс] // Википедия - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровой_маркетинг (дата обращения: 17.10.2018).

16. Цифровой маркетинг [Электронный ресурс] // ЖАЖДА. Бизнес журнал. 2018. - URL: https://zhazhda.biz/base/cifrovoj-marketing (дата обращения: 17.10.2018).

17. Чакраворти Б., Бхалла А., Чатурведи Р. Самые цифровые страны мира. [Электронный ресурс] // HARVARD BUSINESS REVIEW. 2017. - URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p23271 (дата обращения: 17.10.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?