Особенности формирования универсальных компетенций в системах профессионального образования зарубежных стран
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описаны общие черты и специфика практики формирования универсальных компетенций в зарубежных системах профессионального образования. Представлена эволюция методического инструментария от методов кейс-стади, проектов, игровых технологий до формирования и оценки универсальных компетенций с помощью социальных сетей, на основе симуляций, посредством виртуальных технологий; средствами дополненной и «смешанной» реальности.

Ключевые слова:
внешняя оценка, метод кейс-стади, метод проектов, образовательные технологии, профессиональная квалификация, система профессионального образования, универсальные компетенции.
Текст

В XXI в. на мировых рынках труда заметно вырос спрос на универсальные компетенции. Этот факт отражается в статистике реализации программ дополнительного профессионального образования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, более 60% обучения взрослых приходится на освоение общих знаний и навыков, а в Европе эта доля достигает 90% [22]. Одну из причин данного явления исследователи связывают с закономерностями трансформаций рыночной конъюнктуры: в периоды быстрых технологических изменений отдача на универсальные компетенции возрастает, а на специализированное образование — снижается [14, 16]. Ряд экспертов указывают на то, что высокий уровень развития универсальных компетенций персонала предприятий дает более выраженное приращение производительности труда по сравнению со специальными профессиональными компетенциями, которые востребованы в достаточно узких границах [4, 7]. К универсальным компетенциям относится в том числе способность к самоуправлению деятельностью и общением
(планирование, самоорганизация, самооценка), а также готовность к поиску и переработке информации. Очевидно, что эта часть общего человеческого капитала в определенной степени влияет на освоение и реализацию специфических профессиональных навыков работника. Большинство определений понятия «компетенция», которыми пользуются за рубежом, располагается между двумя полюсами: компетенция как тип грамотности и компетенция в терминах индивидуальных способностей, которые проявляются только в контексте деятельности. Универсальные компетенции рассматриваются в качестве готовности (способности) к осуществлению способа деятельности, независимо от области, в которой он применяется. Для обозначения универсальных компетенций в зарубежных публикациях в одном синонимическом ряду используются термины «universal skills», «basic skills», «core competencies», «interdisciplinary skills», «cross-disciplinary skills», «cross-curricular skills», «key competencies», «transversal skills», «soft skills», «general capabilities», «literacy» и др. [10, 13, 17, 18, 20, 23]. В аналитическом дискурсе универсальные компетенции подразделяются на несколько классов (кластеров). Наиболее часто встречающимся вариантом является декомпозиция универсальных компетенций на «…три широкие категории: 1) инструментальные компетенции, 2) межличностные компетенции, 3) системные компетенции» [1]. Характерно, что длительное время присутствующая в списках универсальных компетенций «компетенция разрешения проблем» (problem solving) в настоящее время все чаще рассматривается не как интеллектуальная (ментальная) готовность профессионала, а скорее в качестве социального навыка. Как указывают эксперты, готовность к разрешению проблем в современном контексте все чаще связывается с ситуациями группового взаимодействия [6].

Список литературы

1. Берган С. Квалификации - осмысление понятия: пер. с англ. - М. : ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2012.

2. Грасс Т.П. Формирование культуры предпринимательства подрастающих поколений в развитых англоязычных странах (на материале Великобритании, США и Новой Зеландии) : автореф. дис. …д-ра пед. наук. - М., 2017.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2017: сб. статей. - М. : НИУ ВШЭ, 2017.

4. Развитие навыков для инновационного роста в России: доклад Всемирного банка. - М. : «Алекс», 2015.

5. Уваров А. Об описании компетенций XXI века // Образовательная политика. - 2014. - № 4 (66). - С. 13-30.

6. Adults, computers and problem solving: What’s the problem? (2015) / OECD Skills Studies. Paris: OECD Publishing.

7. Ballot G., Fakhfakh F., Taymaz E. Who Benefi ts from Training and R&D: The Firm or Workers? A Study of Panels of French and Swedish Firms. ERMES Working Paper. - Paris, 2004.

8. Behrens J.T., Mislevy R.J., DiCerbo K.E. & Levy R. (2010). An evidence centered design for learning and assessment in the digital world. (CRESST Report 778). - Los Angeles, CA: University of California, National Center for Research on Evaluation, Standards, and Student Testing (CRESST).

9. De Nooy W., Mrvar A. & Batagelj V. (2005). Exploratory social network analysis with Pajek. - Cambridge, UK: Cambridge University Press.

10. European Commission / EACEA / Eurydice, 2012. Developing Key Competences at School in Europe: Challenges and Opportunities for Policy. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union [Электронный ресурс] // URL: https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/ (дата обращения: 22.08.2018).

11. European Commission / EACEA / Eurydice, 2015. Assuring Quality in Education: Policies and Approaches to School Evaluation in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union.

12. Examination and Assessment Reform: an Overview of Experiences in Central and Eastern Europe. July 2005. [Электронный ресурс] // URL: www.osi.hu/esp (дата обращения: 22.08.2018).

13. Forecasting Future Skill Needs in Northern Ireland. Oxford Economics, FGS Consulting. April 2009. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.delni.gov.uk/del_future_skill_needs_fi nal_report_june_09 _v4_ no_links.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

14. Galor O., Tsiddon D. (2000) Technological Progress, Mobility, and Economics Growth // The American Economic Review. - № 87(3). - Р. 363-382.

15. Gee J.P. (2003). What video games have to teach us about learning and literacy. - New York, NY: Palgrave / Macmillan.

16. Gimpelson V., Kapelyushnikov R., Lukyanova A. Skills Shortages and Training in Russian Enterprises // IZA Discussion Paper. - 2007. - № 2751.

17. Guthrie H. (2009). Competence and competency based training: What the literature says. - Adelaide: NCVER.

18. Kеnnedy D. Writing and Using Learning Outcomеs: a Practical. - Guide, 2007.

19. Levy R. & Mislevy R.J. (2004). Specifying and refi ning a measurement model for a computer-based interactive assessment // International Journal of Testing. - № 4. - Pp. 333-369.

20. Literacy for life: EFA Global Monitoring Report 2006. - Summary: UNESCO, 2005.

21. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology // The Boston Consulting Group. - March 2016.

22. OECD (2004). Employment Outlook - Improving Skills for More and Better Jobs: Does Training Make a Diff erence. - Paris.

23. OECD (2010). PISA 2009 Framework: Key competencies in reading, mathematics and science. - Paris: OECD.

24. Redecker Ch. The use of ICT for the assessment of key competences // European Commission. - 2013.

25. Schleicher A. Universal Basic Skills - What Countries Stand to Gain. Published on May 13, 2015, London [Электронный ресурс] // URL: http://www.slideshare.net/OECDEDU/universal-basic-skills-whatcountries-stand-to-gain (дата обращения: 22.08.2018).

26. Study on policies promoting innovative pedagogies that are effective in tackling low achievement in basic skills. Final report. ANNEXES . Prepared by Allison Dunne, Rakhee Patel, Manuel Souto Otero. ICF Consulting Services Ltd / DG EAC // European Union. - 2014.

27. Wolf A. (2011). Review of Vocational Education - The Wolf Report (Report commissioned by the Secretary of State). - London: Department for Education and Department for Business, Innovation, and Skills, United Kingdom.

28. Интернет-сайт Tuning project («Tuning educational structures in Europe») // http://odur.let.rug.nl/TuningProject.

Войти или Создать
* Забыли пароль?