РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ И АВТОНОМИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные вопросы, с которыми сталкивается педагог при подготовке и проведении учебных сетевых проектов: управление уровнем автономии учащихся и выполнение ролевых функций учителя как координатора новых видов учебно-познавательной деятельности (учитель-тьютор, учитель-модератор, учитель-фасилитатор). Приводятся цикл обучения Колба и цикл саморегулируемого обучения, которые можно использовать для организации различных типов учебных сетевых проектов, проиллюстрированы правила организации качественной учебно-познавательной деятельности в виртуальном классе (ВК).

Ключевые слова:
учебный сетевой проект, автономия, ролевые функции учителя (учитель-тьютор, учитель-модератор, учитель-фасилитатор), зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона перспективного развития, саморегулируемое обучение, цикл обучения Колба, цикл саморегулируемого обучения, виртуальный класс.
Текст

Учебные сетевые проекты (УСП) — «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной телекоммуникации» [4]. УСП в образовательном пространстве Российской Федерации можно реализовывать во внеурочной деятельности или на учебных занятиях, проводимых по рабочим программам, при условии знакомства педагогов с методикой организации подобных проектов. Решение проблемы, заложенной в сетевом проекте, почти всегда требует привлечения интегрированного знания (знания из разных предметных областей). Сетевое взаимодействие в рамках исследовательского проекта обеспечивает: 

 неограниченный доступ каждого участника проекта к общему банку информации;
 рациональное распределение ресурсов при достижении общих целей деятельности;
 выбор вариативности при решении общих задач с опорой на инициативу и творческий подход каждого конкретного участника; 

 осуществление непосредственного контакта участников [1].
Для успешной организации УСП, представляющих собой инновационную форму совместной учебно-познавательной деятельности учащихся в виртуальном образовательном пространстве, учителю приходится решать многочисленные методические задачи, обусловленные изменениями форм педагогического взаимодействия в системе «учитель — учащиеся — учебный материал — инструменты осуществления учебно-познавательной деятельности». Реализация методики проведения УСП, помимо традиционных факторов — общей цели, способов и форм осуществления самой деятельности, приводящих к заранее запланированному результату — включает ряд специфических моментов, часто не столь значимых в традиционном учебном процессе, но весьма важных при работе в информационном образовательном пространстве, среди которых существенные позиции занимают автономия учащихся и роль учителя. Обычно под автономией учащихся понимается способность осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность без вмешательства учителя, когда учащиеся могут сами планировать способы деятельности, выбирать любые информационные источники и инструменты ее осуществления в зависимости от типа и сложности решаемых задач. Однако в практике средней школы при освоении новых видов деятельности, к которым относится, в частности, выполнение УСП, принцип полной автономии реализовать не только затруднительно, но и нецелесообразно. Здесь следует говорить о степени автономии учащихся, когда при подготовке и проведении УСП степень автономии варьируется в зависимости от типа, этапа УСП или уровня подготовки учащихся, причем управление этим процессом является предметом ответственности учителя — организатора данного вида деятельности.

Список литературы

1. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - №3. - С. 10-20.

2. Вихирева С.В. Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 1-3 - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10502/ (дата обращения: 14.05.2018).

3. Глобальная школьная лаборатория [Электронный ресурс]. - URL: https://globallab.org/ru/#.VvLJdOKLTIU.

4. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2015.

5. Зенкина С.В., Савченкова М.В. Учебные сетевые проекты в профессиональной деятельности педагога // Информатика и образование. - 2016. - № 6 (275). - С. 27-31.

6. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Системно-деятельностный подход - основа проектирования информационно-образовательной среды // Информатика и образование. - 2017. - № 3 (282). - С. 42-45.

7. Зенкина С.В., Шаронова О.В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2016. - № 4 (273). - С. 16-19.

8. Макарова Н.П. Сетевой проект как инновационная форма компетентностной образовательной парадигмы // Дидактика сетевого урока: материалы II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (г. Минск, 16 ноября 2017 г.). - Минск: БГПУ, 2018. - С. 154-160.

9. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса: пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.

10. Петти Д. Современное обучение: практ. руководство: пер. с англ. П. Кириллова. - М. : Ломоносовъ, 2010. - 624 с. - (Прикладная психология).

Войти или Создать
* Забыли пароль?