THE DISTRIBUTION OF ROLES AND AUTONOMY IN THE ORGANIZATION NETWORK PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with topical issues faced by the teacher in the preparation and conduct of the educational network projects: management of the level of autonomy of pupils and the implementation of the roles and functions of the teacher as a facilitator of new types of learning activities (teacher-tutor, teacher-moderator, teacher, facilitator). The Kolb’s training cycle and the cycle of self-regulated training are given, which can be used for the organization of various types of training network projects, the rules of organization of quality educational and cognitive activity in the virtual classroom (VC) are illustrated.

Keywords:
educational network project, autonomy, role functions of the teacher (teacher-tutor, teacher-moderator, teacher-facilitator), zone of actual development, zone of proximal development, zone of perspective development, self-regulated learning, Kolb’s training cycle, the cycle of self-regulated learning, the virtual class.
Text

Учебные сетевые проекты (УСП) — «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной телекоммуникации» [4]. УСП в образовательном пространстве Российской Федерации можно реализовывать во внеурочной деятельности или на учебных занятиях, проводимых по рабочим программам, при условии знакомства педагогов с методикой организации подобных проектов. Решение проблемы, заложенной в сетевом проекте, почти всегда требует привлечения интегрированного знания (знания из разных предметных областей). Сетевое взаимодействие в рамках исследовательского проекта обеспечивает: 

 неограниченный доступ каждого участника проекта к общему банку информации;
 рациональное распределение ресурсов при достижении общих целей деятельности;
 выбор вариативности при решении общих задач с опорой на инициативу и творческий подход каждого конкретного участника; 

 осуществление непосредственного контакта участников [1].
Для успешной организации УСП, представляющих собой инновационную форму совместной учебно-познавательной деятельности учащихся в виртуальном образовательном пространстве, учителю приходится решать многочисленные методические задачи, обусловленные изменениями форм педагогического взаимодействия в системе «учитель — учащиеся — учебный материал — инструменты осуществления учебно-познавательной деятельности». Реализация методики проведения УСП, помимо традиционных факторов — общей цели, способов и форм осуществления самой деятельности, приводящих к заранее запланированному результату — включает ряд специфических моментов, часто не столь значимых в традиционном учебном процессе, но весьма важных при работе в информационном образовательном пространстве, среди которых существенные позиции занимают автономия учащихся и роль учителя. Обычно под автономией учащихся понимается способность осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность без вмешательства учителя, когда учащиеся могут сами планировать способы деятельности, выбирать любые информационные источники и инструменты ее осуществления в зависимости от типа и сложности решаемых задач. Однако в практике средней школы при освоении новых видов деятельности, к которым относится, в частности, выполнение УСП, принцип полной автономии реализовать не только затруднительно, но и нецелесообразно. Здесь следует говорить о степени автономии учащихся, когда при подготовке и проведении УСП степень автономии варьируется в зависимости от типа, этапа УСП или уровня подготовки учащихся, причем управление этим процессом является предметом ответственности учителя — организатора данного вида деятельности.

References

1. Berulava G.A. Innovatsionnaya setevaya paradigma obucheniya i vospitaniya studentov v usloviyakh sovremennogo informatsionnogo prostranstva [Innovative network paradigm of training and education of students in the modern information space]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education]. 2010, I. 3, pp. 10-20.

2. Vikhireva S.V. Vozmozhnosti setevogo vzaimodeystviya v organizatsii proektnoy i uchebno-issledovatel’skoy deyatel’nosti uchashchikhsya [Opportunities for networking in the organization of project and teaching and research activities of students]. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii [Innovative pedagogical technologies]. Kazan’: Buk Publ., 2016, pp. 1-3. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10502/ (accessed 14 May 2018).

3. Global’naya shkol’naya laboratoriya [Global School Laboratory]. Available at: https://globallab.org/ru/#.VvLJdOKLTIU.

4. Zaripova E.I. Stanovlenie sotsial’noy kompetentnosti shkol’nika v usloviyakh regional’noy obrazovatel’noy sredy. Kand. Diss [The development of social competence of the student in a regional educational environment. Cand. Diss]. Omsk, 2015.

5. Zenkina S.V., Savchenkova M.V. Uchebnye setevye proekty v professional’noy deyatel’nosti pedagoga [Educational network projects in the professional activities of the teacher]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2016, I. 6 (275), pp. 27-31.

6. Zenkina S.V., Suvorova T.N. Sistemno-deyatel’nostnyy podkhod - osnova proektirovaniya informatsionno-obrazovatel’noy sredy [The system-activity approach - the basis for the design of information-educational environment]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2017, I. 3 (282), pp. 42-45.

7. Zenkina S.V., Sharonova O.V. Formy, sredstva i tekhnologii interaktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Forms, means and technologies of interactive educational interaction in the conditions of distance learning]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2016, I. 4 (273), pp. 16-19.

8. Makarova N.P. Setevoy proekt kak innovatsionnaya forma kompetentnostnoy obrazovatel’noy paradigmy [Network Project as an Innovative Form of the Competency Educational Paradigm]. Didaktika setevogo uroka [Network Lesson Didactics]. Minsk: BGPU Publ., 2018, pp. 154-160.

9. Merdok M., Myuller T. Vzryv obucheniya: Devyat’ pravil eff ektivnogo virtual’nogo klassa [The Explosion of Learning: The Nine Rules for an Eff ective Virtual Class]. Moscow: Al’pina Pablisher Publ., 2012. 190 p.

10. Petti D. Sovremennoe obuchenie [Modern learning]. Moscow: Lomonosov Publ., 2010. 624 p.

Login or Create
* Forgot password?