ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВЫБОРА ШКОЛЬНИКАМИ СТРАТЕГИЙ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМ КАПИТАЛОМ СЕМЬИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие навыков XXI в., в т.ч. организация своего образовательного процесса, тайм-менеджмент, критическое мышление, теперь во многом зависит от самих учащихся. Сталкиваясь с новыми правилами игры, когда образование выходит далеко за рамки школы, ученики вынуждены приспосабливаться к новым условиям обучения. В связи с этим выбор стратегии учения становится важнейшей составляющей академической успешности школьника. В статье рассматривается выбор стратегий учения школьниками из семей с разным культурным капиталом. Был проведен факторный и регрессионный анализ, который выявил связь набора стратегий учения с образованием матери, чтением бумажных книг и ведением дневника.

Ключевые слова:
стратегии учения, саморегуляция учения, мотивация, рефлексия, культурный капитал семьи, неравенство в образовании
Текст

В современном мире образование больше не ограничивается школьным пространством, а значит, ученики вынуждены приспосабливаться к новым условиям обучения. В связи с этим выбор стратегий учения становится важнейшей составляющей академической успешности школьника. Развитие навыков XXI в., в том числе организация своего образовательного процесса, тайм-менеджмент, критическое мышление, теперь во многом зависит от самих учащихся. В то же время растущий объем исследований указывает на положительную связь между образовательными результатами учащихся и социально-экономическим статусом семьи. Данные выводы сделаны, в том числе, на основе анализа результатов международных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS. Эти выводы также согласуются с работами П. Бурдье и Ж.-К. Пассрона. И это, с одной стороны, имеет целый ряд преимуществ. В первую очередь, это предсказательная способность и возможность повышения образовательных результатов при изменении тех или иных составляющих культурного капитала семьи. С другой стороны, в меняющихся условиях жизнедеятельности, когда информационное поле стремительно расширяется, а образование становится все более доступным, появляется необходимость переосмысления концепции культурного и экономического капитала и их роли в успешности образования детей. Весь мир переходит на цифровые рельсы, и возможность измерить культурный капитал семьи, например, количеством книг дома, ставится под сомнение, обнажая целый ряд недостатков данной теории в современном мире. В то же время на первый план выходят адаптивное поведение и стратегии учения как механизмы повышения образовательных результатов, которые также рассматриваются через призму теоретических взглядов. 

Литературный обзор
Вопросы о развитии субъектности, способах познания, индивидуализации образования, саморегуляции и рефлексии, а также поиск и проектирование новых образовательных технологий стали волновать отечественных психологов и педагогов еще в XX в. Определение субъектности как способности к самодетерминации, т.е. возможности действовать, ориентируясь на собственный выбор, было впервые предложено А.Н. Леонтьевым. Само-
детерминация человека как один из важнейших компонентов его развития, где он сам выступает в качестве субъекта деятельности, рассматривается и в работах С.Л. Рубинштейна в рамках субъектно-деятельностного подхода. В свою очередь структура учебной деятельности нашла свое отражение в развивающей системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Формирование когнитивных навыков в процессе учения изучается в трудах Г.А. Цукермана, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др.

Список литературы

1. Bandura A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. N.J., Prentice-Hall, Englewood Cliff s, 1986.

2. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y., McGraw-Hill Book, 1966. 466 p.

3. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood - coping and adaptation. N.Y., 1974.

4. Pintrich P.R., Wolters C.A., Baxter G.P. Assessing metacognition and self-regulated learning. Issues in the Measurement of Metacognition. The University of Nebraska Press, Lincoln, NE, Buros Institute of Mental Measurements, 2000. Pp. 43-97

5. Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness. Contemporary Educational Psychology. 1994, Vol. 19, pp. 460-475.

6. Weinstein C.E., Mayer R.E. The teaching of learning strategies. Handbook of Research on Teaching, 3rd ed. Macmillan, N.Y., 1986. Pp. 315-327.

7. Weinstein C.E., Palmer D.R. Learning and Study Strategies Inventory. User’s Manual. Second Edition. H&H Publishing Company, Inc., 2002. 30 p.

8. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into practice. 2002, I. 41(2), pp. 64-70.

9. Zimmerman B.J., Martinez-Pons M. Student diff erences in self-regulated learning: Relating grade, sex, and giftedness to self-effi cacy and strategy use. Journal of educational Psychology. 1990, I. 82(1), p. 51.

10. Zimmerman B.J., & Schunk D.H. Self-regulating intellectual processes and outcomes: A social cognitive perspective. Motivation, emotion, and cognition: Integrative perspectives on intellectual functioning and development. 2004, pp. 323-349.

11. Zimmerman B.J., Bonner S., Kovach R. Developing selfregulated learners: Beyond achievement to self-effi cacy. American Psychological Association. 1996

12. Zimmermann B.J. Theories of self-regulated learning and academic achievement: An overview and analysis. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. 2001, pp. 1-38.

13. Бурдье П. Стратегии воспроизводства и способы господства // Социология социального пространства. - 2005. - С. 97-120.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. - 541 с.

15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психоло-гия». - М. : Смысл, 2000. - 509 с.

16. Минец Д.В. Дневник Марии Башкирцевой как автобиографическая практика: лингвогендерное прочтение // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 380-382.

17. Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX) : монография. - М. : Водолей, 2007. - 262 с.

18. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - 354 с.

19. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07. - М., 1992. - 39 с.

20. Чурилова Е.Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек : монография. - М. : Изд. Прометей, 2014 - 251 с.

21. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. : Знание, 1974. - 64 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?