THE CONDITIONALITY OF SCHOOLCHILDREN'S CHOICE OF TEACHING STRATEGIES BY THE CULTURAL CAPITAL OF THE FAMILY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Development of skills in the XXI century, incl. the organization of educational process, time management, critical thinking, now largely depends on the students themselves. Facing new rules of the game, when education goes far beyond the school, students are forced to adapt to the new learning environment. In this regard, the choice of the teaching strategy becomes the most important component of the academic success of the student. The article discusses the choice of teaching strategies for schoolchildren from families with diff erent cultural capital. A factor and regression analysis was carried out that revealed the connection of a set

Keywords:
learning strategies, self-regulation learning, motivation, refl ection, family cultural capital, inequality in education
Text

В современном мире образование больше не ограничивается школьным пространством, а значит, ученики вынуждены приспосабливаться к новым условиям обучения. В связи с этим выбор стратегий учения становится важнейшей составляющей академической успешности школьника. Развитие навыков XXI в., в том числе организация своего образовательного процесса, тайм-менеджмент, критическое мышление, теперь во многом зависит от самих учащихся. В то же время растущий объем исследований указывает на положительную связь между образовательными результатами учащихся и социально-экономическим статусом семьи. Данные выводы сделаны, в том числе, на основе анализа результатов международных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS. Эти выводы также согласуются с работами П. Бурдье и Ж.-К. Пассрона. И это, с одной стороны, имеет целый ряд преимуществ. В первую очередь, это предсказательная способность и возможность повышения образовательных результатов при изменении тех или иных составляющих культурного капитала семьи. С другой стороны, в меняющихся условиях жизнедеятельности, когда информационное поле стремительно расширяется, а образование становится все более доступным, появляется необходимость переосмысления концепции культурного и экономического капитала и их роли в успешности образования детей. Весь мир переходит на цифровые рельсы, и возможность измерить культурный капитал семьи, например, количеством книг дома, ставится под сомнение, обнажая целый ряд недостатков данной теории в современном мире. В то же время на первый план выходят адаптивное поведение и стратегии учения как механизмы повышения образовательных результатов, которые также рассматриваются через призму теоретических взглядов. 

Литературный обзор
Вопросы о развитии субъектности, способах познания, индивидуализации образования, саморегуляции и рефлексии, а также поиск и проектирование новых образовательных технологий стали волновать отечественных психологов и педагогов еще в XX в. Определение субъектности как способности к самодетерминации, т.е. возможности действовать, ориентируясь на собственный выбор, было впервые предложено А.Н. Леонтьевым. Само-
детерминация человека как один из важнейших компонентов его развития, где он сам выступает в качестве субъекта деятельности, рассматривается и в работах С.Л. Рубинштейна в рамках субъектно-деятельностного подхода. В свою очередь структура учебной деятельности нашла свое отражение в развивающей системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Формирование когнитивных навыков в процессе учения изучается в трудах Г.А. Цукермана, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др.

References

1. Bandura A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. - N.J.: Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1986.

2. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. - 466 p. 76.

3. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood - coping and adaptation / L. Murphy. - N.Y., 1974.

4. Pintrich P.R., Wolters C.A., Baxter G.P. Assessing metacognition and self-regulated learning. // Issues in the Measurement of Metacognition. The University of Nebraska Press, Lincoln, NE: Buros Institute of Mental Measurements, 2000. P.43-97

5. Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness. // Contemporary Educational Psychology. 1994. Vol. 19. P. 460-475

6. Weinstein C.E., Mayer R.E. The teaching of learning strategies // Wittrock M.C. (Ed.) Handbook of Research on Teaching, 3rd edn. - Macmillan, N.Y., 1986. - P. 315-327.

7. Weinstein C.E., Palmer D.R. Learning and Study Strategies Inventory. User’s Manual. Second Edition. H&H Publishing Company, Inc., 2002. 30 p.

8. Zimmerman, B. J. (2002). Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into practice, 41(2), 64-70.

9. Zimmerman, B. J., & Martinez-Pons, M. (1990). Student differences in self-regulated learning: Relating grade, sex, and giftedness to self-effi cacy and strategy use. Journal of educational Psychology, 82(1), 51.

10. Zimmerman, B. J., & Schunk, D. H. (2004). Self-regulating intellectual processes and outcomes: A social cognitive perspective. Motivation, emotion, and cognition: Integrative perspectives on intellectual functioning and development, 323-349.

11. Zimmerman, B. J., Bonner, S., & Kovach, R. (1996). Developing self-regulated learners: Beyond achievement to self-effi cacy. American Psychological Association.

12. Zimmermann, B. J. (2001). Theories of self-regulated learning and academic achievement: An overview and analysis. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives, 1-38.

13. Burd’e P. Strategii vosproizvodstva i sposoby gospodstva [Reproduction strategies and domination methods]. Sotsiologiya sotsial’nogo prostranstva [Sociology of social space]. Moscow: St. Petersburg, 2005, pp. 97-120.

14. Davydov, V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow: OPTs INTOR Publ., 1996. 541 p.

15. Leont’ev, A.N. Lektsii po obshchei psikhologii [Lectures on general psychology]. Moscow: Smysl Publ., 2000. 509 p.

16. Minets D.V. Dnevnik Marii Bashkirtsevoy kak avtobiografi cheskaya praktika: lingvogendernoe prochtenie [The diary of Maria Bashkirtseva as an autobiographical practice: linguistic and gender reading]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2011, I. 8, pp. 380-382.

17. Mikheev M.Yu. Dnevnik kak ego-tekst (Rossiya, XIX-XX) [Diary as an ego-text (Russia, XIX - XX)]. Moscow, Vodoley Publ., 2007. 262 p.

18. Rubinshteĭ n, S.L. Printsipy i puti razvitiya psikhologii [Principles and ways of development of psychology]. Moscow: Akad. nauk SSSR Publ., 1959. 354 p.

19. Tsukerman, G.A. Sovmestnaya uchebnaya deyatel’nost’ kak osnova formirovaniya umeniya uchit’sya. Dokt. Diss [Joint learning activities as a basis for the formation of the ability to learn. Doct. Diss]. Moscow, 1992. 39 p.

20. Churilova E.E. Reprezentatsiya samosoznaniya v lichnykh dnevnikakh sovremennykh devushek [Representation of self-consciousness in the personal diaries of modern girls]. Moscow, Prometey Publ., 2014. 251 p.

21. El’konin, D.B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol’nika [Psychology of training of primary school children]. Moscow: Znanie Publ., 1974. 64 p.

Login or Create
* Forgot password?