ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается влияние электронной образовательной среды (ЭОС) на организацию смыслового поля коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся. Описываются онтологический и аксиологический компоненты содержания коммуникации и формы их представления в ЭОС, позволяющие компенсировать риски дистантного познавательного процесса. Обосновывается роль образовательного события как формы решения практико-ориентированной задачи, инициирующей различные виды познавательной активности субъектов коммуникации.

Ключевые слова:
коммуникация в электронной образовательной среде, электронные образовательные ресурсы, коммуникативно-познавательная деятельность, смысловое поле коммуникативно-познавательной деятельности, образовательное событие.
Текст

Одной из аксиом коммуникативистики является идея об обусловленности типов и видов коммуникации условиями ее протекания. Это предполагает внимание к особенностям среды, в которой осуществляется коммуникация. В данной статье рассматривается влияние электронной образовательной среды (ЭОС) как системы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на коммуникативно-познавательную деятельность обучающихся. Исследователи ЭОС (см.: 4; 7 и др.) описывают ее, прежде всего, как структуру, для которой характерны высокий технологический уровень, плотность коммуникации, обращение к современным сетевым технологиям и программным средствам, использование специализированных баз данных, компьютеризированных рабочих мест обучающихся и преподавателей и т.п., т.е. речь идет, прежде всего, о средствах обмена информацией. Однако совершенно очевидно, что в любой образовательной среде идет обмен «не просто… информацией, а… информационными смыслами» [2, с. 6], а смыслообразующую функцию реализует, прежде всего, контекст, в котором существует тот или иной объект, так как именно на контекст опирается любая интерпретация содержания коммуникации (= попытка сформулировать ее смысл). Именно поэтому: а) «постижение смысла представляется чем-то похожим на вычисление, выведение его в результате выполнения каких-то операций» [5, с. 142], б) смысл необходимо «искать», «улавливать», «разгадывать» [там же]. Следовательно, информационные смыслы, которыми обмениваются коммуниканты в образовательной среде, не представляют собой застывшей структуры, они образуют некоторое мобильное смысловое поле. Но в то же время, поскольку речь идет о специально организованной познавательной коммуникации, границы этого поля на каждый определенный период развития науки и учебной парадигмы научного знания четко очерчены. Поскольку именно условия коммуникации влияют на процессы освоения информации, необходимо определить, как электронная образовательная среда определяет организацию смыслового поля коммуникативно-познавательной деятельности. Представляется, что, несмотря на «технологичность» рассматриваемого явления, влияние на ход (самоорганизацию), содержание и структуру коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся следует отнести к существенным признакам электронной образовательной среды. В аспекте самоорганизации субъекты коммуникации начинают осуществлять особые коммуникативно-познавательные действия в особых условиях:
1) информация извлекается из различных источников (взамен ее получения); 2) извлечение информации не имеет временных и пространственных ограничений; 3) субъекты коммуникации могут выступать в качестве виртуальных коммуникантов и при этом осуществлять совместные познавательные действия; 4) непосредственное окружение субъектов коммуникации расширяется (а именно, непосредственное окружение оказывает наиболее значимое воздействие на коммуникативную личность) — в него включаются удаленные объекты; 5) система коммуникативных действий (т.е. собственно коммуникативная деятельность) может выстраиваться каждым субъектом индивидуально (можно выбрать подход к получению информации, источники информации, время и место ее получения, а также партнера по коммуникации; можно вступить с ним в диалог, т.е. дополнить коммуникативное пространство новыми составляющими и т.п.).

Список литературы

1. Волкова Н.В. Образовательное событие - феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта [Текст] / Н.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 36.

2. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. - 2012. - № 1.

3. Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста [Текст] / М.П. Котюрова. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1988. - 170 с.

4. Лапёнок М.В. Теоретические модели осуществления учебного информационного взаимодействия в информационной среде дистанционного обучения [Текст] / М.В. Лапёнок // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2.

5. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков [Текст] / А.И. Новиков // Теория и практика речевых исследований. - М.: МГУ, 1999. - С. 132-144.

6. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.

7. Широких А.Ю. Риторика публицистического текста: опыт сопоставительного анализа терминологий [Текст] / А.Ю. Широких // Современная коммуникативистика. - 2017. - № 1.

8. Шрейдер Ю. Смысл [Текст] / Ю. Шрейдер // Новая философская энциклопедия. - М., 2000. - Т. 3. - С. 576-577.

Войти или Создать
* Забыли пароль?