POTENTIAL OF EDUCATIONAL EVENT AS A MEANS OF ORGANIZATION OF COMMUNICATION OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The influence of electronic educational environment on the organization of the semantic field of communicative and cognitive activity of students is considered. The ontological and axiological components of the content of communication and the form of their representation in electronic educational environment are described, which make it possible to compensate for the risks of the distant cognitive process. The role of an educational event as a form of solving a practice-oriented problem that initiates various types of cognitive activity of subjects of communication is substantiated.

Keywords:
communication in the electronic educational environment, electronic educational resources, communicative-cognitive activity, semantic field of communicative-cognitive activity, educational event.
Text

Одной из аксиом коммуникативистики является идея об обусловленности типов и видов коммуникации условиями ее протекания. Это предполагает внимание к особенностям среды, в которой осуществляется коммуникация. В данной статье рассматривается влияние электронной образовательной среды (ЭОС) как системы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на коммуникативно-познавательную деятельность обучающихся. Исследователи ЭОС (см.: 4; 7 и др.) описывают ее, прежде всего, как структуру, для которой характерны высокий технологический уровень, плотность коммуникации, обращение к современным сетевым технологиям и программным средствам, использование специализированных баз данных, компьютеризированных рабочих мест обучающихся и преподавателей и т.п., т.е. речь идет, прежде всего, о средствах обмена информацией. Однако совершенно очевидно, что в любой образовательной среде идет обмен «не просто… информацией, а… информационными смыслами» [2, с. 6], а смыслообразующую функцию реализует, прежде всего, контекст, в котором существует тот или иной объект, так как именно на контекст опирается любая интерпретация содержания коммуникации (= попытка сформулировать ее смысл). Именно поэтому: а) «постижение смысла представляется чем-то похожим на вычисление, выведение его в результате выполнения каких-то операций» [5, с. 142], б) смысл необходимо «искать», «улавливать», «разгадывать» [там же]. Следовательно, информационные смыслы, которыми обмениваются коммуниканты в образовательной среде, не представляют собой застывшей структуры, они образуют некоторое мобильное смысловое поле. Но в то же время, поскольку речь идет о специально организованной познавательной коммуникации, границы этого поля на каждый определенный период развития науки и учебной парадигмы научного знания четко очерчены. Поскольку именно условия коммуникации влияют на процессы освоения информации, необходимо определить, как электронная образовательная среда определяет организацию смыслового поля коммуникативно-познавательной деятельности. Представляется, что, несмотря на «технологичность» рассматриваемого явления, влияние на ход (самоорганизацию), содержание и структуру коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся следует отнести к существенным признакам электронной образовательной среды. В аспекте самоорганизации субъекты коммуникации начинают осуществлять особые коммуникативно-познавательные действия в особых условиях:
1) информация извлекается из различных источников (взамен ее получения); 2) извлечение информации не имеет временных и пространственных ограничений; 3) субъекты коммуникации могут выступать в качестве виртуальных коммуникантов и при этом осуществлять совместные познавательные действия; 4) непосредственное окружение субъектов коммуникации расширяется (а именно, непосредственное окружение оказывает наиболее значимое воздействие на коммуникативную личность) — в него включаются удаленные объекты; 5) система коммуникативных действий (т.е. собственно коммуникативная деятельность) может выстраиваться каждым субъектом индивидуально (можно выбрать подход к получению информации, источники информации, время и место ее получения, а также партнера по коммуникации; можно вступить с ним в диалог, т.е. дополнить коммуникативное пространство новыми составляющими и т.п.).

References

1. Volkova N.V. Obrazovatel’noe sobytie - fenomen i rekonstruktsiya innovatsionnogo obrazovatel’nogo opyta // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2010. № 36.

2. Goykhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve // Sovremennaya kommunikativistika. 2012. № 1.

3. Kotyurova, M.P. Ob ekstralingvisticheskikh osnovaniyakh smyslovoy struktury nauchnogo teksta. Krasnoyarsk: KGU, 1988. 170 s.

4. Lapenok M.V. Teoreticheskie modeli osushchestvleniya uchebnogo informatsionnogo vzaimodeystviya v informatsionnoy srede distantsionnogo obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 2.

5. Novikov A.I. Smysl: sem’ dikhotomicheskikh priznakov //Teoriya i praktika rechevykh issledovaniy. M.: MGU, 1999. S. 132-144.

6. Rubinshteyn S.L. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya. M.: Izd-vo AN SSSR, 1958. 145 s.

7. Shirokikh A.Yu. Ritorika publitsisticheskogo teksta: opyt sopostavitel’nogo analiza terminologii // Sovremennaya kommunikativistika. 2017. № 1.

8. Shreyder Yu. Smysl // Novaya filosofskaya entsiklopediya. M., 2000, t. 3, s. 576-577.

Login or Create
* Forgot password?