ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен теоретический и эмпирический анализ проблемы детско-родительских взаимоотношений в семьях несовершеннолетних правонарушителей, находящих в условиях изоляции, на примере специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Авторами представлены результаты психологического обследования воспитанниц СУВУЗТ, а также актуальные направления социально-педагогической коррекции

Ключевые слова:
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, агрессия, коррекция, несовершеннолетние правонарушители
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема воспитания и обучения подростков и юношей, совершивших правонарушения и привлеченных к юридической ответственности, в условиях современной России является актуальной, что связано с высоким уровнем рецидивной преступности и распространением различных видов девиаций среди несовершеннолетних, в частности, проявлением агрессивных наклонностей.

Согласно последним официальным данным Федеральной службы государственной статистики о состоянии преступности за 2016 год, в России совершено 53 736 преступлений несовершеннолетними или при их соучастии, в 2017 году их количество составило 31 985 тысяч [8].

В России до 2017 года с целью предупреждения общественноопасной деятельности несовершеннолетних действовала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в которой были определены перспективные направления политики в отношении детей, чье поведение характеризуется как девиантное: «…проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; создание сети психологопедагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением… повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы» [4].

Акцентируя внимание на реализации данной стратегии, необходимо отметить, что значительное место в системе социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями занимают специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВУЗТ).

Деятельность СУВУЗТ регламентируется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно п. 2-4 ст. 15, СУВУЗТ:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации [7].

Несмотря на то, что СУВУЗТ не предусмотрены в каждом субъекте РФ и, как правило, их расположение характеризуется большой отдаленностью от места жительства воспитанников, педагоги-психологи, социальные педагоги и другие специалисты данных учреждений призваны проводить консультативную и профилактическую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость данной работы основывается на взаимосвязи между формированием агрессивных наклонностей и взаимоотношениями с ближайшим окружением.

 

Профилактику и коррекцию агрессивных наклонностей несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции в контексте социально-педагогической работы с семьей рассматривают исследователи С.В. Кара, И.С. Кара, Н.В. Артеменко, Е.В. Ушварок и др.

Отечественный исследователь М.М. Асильдерова выделяет различные комплексы, отрицательно действующие на несовершеннолетних в неблагополучных семьях: пробелы в организации контроля поведения детей, снижение уровня и интенсивности помощи в учебе; напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи; легкомысленное или аморальное поведение оставшегося с детьми родителя; ухудшение материально-бытовых возможностей семьи [1].

Анализ современных исследований позволил авторам статьи выявить ряд важнейших социально-педагогических задач по работе с семьей, которые позволяет решить помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ.

Во-первых, на определенный промежуток времени исключить негативного влияние неблагополучной семьи.

Как совершенно правомерно отмечает Н.В. Артеменко, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является одной из альтернатив уголовному наказанию в отношении несовершеннолетних: помещая подростка в колонию для малолетних преступников, общество изолирует себя от него, так как он представляет собой угрозу для общества, а в случае со спецшколой надо успеть изолировать ребенка от того социума, который представляет угрозу для ребенка [2].

Проведенное авторами исследование подтверждает, что неблагоприятные факторы семейного воспитания оказывают негативное воздействие на развитие личности ребенка и формирование индивидуальных качеств. Также отметим, что большее количество неблагоприятных факторов воспитания наблюдается именно в неблагополучных семьях, в частности, в семьях, где родители проявляют агрессивное поведение в отношении детей.

Во-вторых, в условиях СУВУЗТ становится возможной организация процесса ресоциализации подростка, а также проведение коррекционной работы.

М.Э. Паатова выделяет основные факторы, влияющие на социализацию личности подростка в учреждении закрытого типа, а именно: специфика «закрытого» учебного заведения – режимные требования, изоляция воспитанников от широкого окружения, – существенно ограничивают социальную ситуацию развития подростков; жесткая регламентация жизнедеятельности, отсутствие «событийности» в повседневной жизни учреждения; вынужденная ориентация воспитанников на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно атрибутный характер, категоричны или односторонни; дефицит индивидуализированного общения со взрослыми, повышенная контактность общения, отсутствие возможностей для релаксации, снятия негативного психического напряжения; жесткая итрагрупповая неформальная структура власти в «закрытых» заведениях, предписывающая воспитаннику определенные нормы и правила поведения, заметно примитивизирует и огрубляет межличностные отношения как среди воспитанников, так и воспитанников с воспитателями; преобладания негативного эмоционального фона в системе межличностных взаимоотношений оказывают негативное воздействие на адекватную социализацию развивающейся личности [3].

В-третьих, возможной становится подготовка подростка к выпуску из СУВУЗТ с минимизацией рецидива и уровня агрессивности посредством формирования позитивных взаимоотношений в семье.

В-четвертых, организовываются процесс целенаправленного и безопасного взаимодействия подростков с ближайшим окружением, родителями, опекунами и другими законными представителями, а также социально-педагогическая работа по оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений. Иными словами, под контроль квалифицированных специалистов ставится конструктивное взаимодействие родителей и детей на этапе их нахождения в СУВУЗТ и выпуска из него, что благотворно сказывается на процессах их дальнейшей ресоциализации и реабилитации.

А.М. Меченюк в связи с этим отмечает, что процессуальная характеристика социальнопедагогической реабилитации девиантных подростков в условиях специальных учебновоспитательных учреждений представляется как определенная последовательность этапов, их соподчинение, логика, скорость протекания. Также автор подчеркивает, что процесс совместной деятельности реабилитанта и реабилитолога – это движение от целеполагания до отбора содержания, способов и форм организации совместной деятельности, рефлексии достигнутых результатов, что позволяет выделить следующие принципы ее организации: ориентация на развитие личности; вера в реабилитационный потенциал и актуализацию возможностей личности; право выбора и социальной ответственности [4].

Среди зарубежных систем работы с несовершеннолетними правонарушителями следует отметить пенитенциарную систему США.

Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию пяти элементов процесса перевоспитания: диагностирование особых потребностей несовершеннолетних правонарушителей и определение степени угрозы, которую они представляют для общества; индивидуализация плана вмешательства; координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства; использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя; принципа наказания и поощрения [5].

Также необходимо подчеркнуть, что в данной системе значительное внимание уделяется социальному окружению воспитанников и активному сотрудничеству с семьей.

В рамках работы авторы провели психологическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях воспитанников СУВУЗТ, что позволило выявить направления коррекции агрессивного поведения на этапе взаимодействия с семьей. В исследовании принимали участие 15 воспитанниц в возрасте от 12 до 15 лет.

В соответствии с целью исследования авторами были выбраны следующие методики: тест «Детско-родительские отношения подростков» О.А. Карабановой, П.Я. Трояновской, проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

Методика «Детско-родительские отношения подростков» О.А. Карабановой, П.В Трояновской (далее ДРОП) предоставляет полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений и включает в себя 19 шкал, объединенных в группы: блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия; блок контроля; блок противоречивости/непротиворечивости отношений; дополнительные шкалы. По результатам применения методики были получены данные и переведены в процентные соотношения по каждому блоку шкал (ниже нормы, в пределах нормы, выше нормы).

Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный [9].

Анализ результатов диагностики по методике ДРОП позволил выявить следующее: во-первых, в первом блоке по шкале принятие (как демонстрация родителем любви и внимания) значительная часть опрошенных подростков (60%/9) охарактеризовала свои отношения с родителем на достаточно низком уровне. Кроме этого отметим, что высокий уровень конфликтности с родителем отметили 73,3% (11 респондентов).

Анализ рисуночного теста «Семейная социограмма» показал, что наиболее общими проблемами для всех воспитанников являются: отсутствие эмоционального контакта с членами семьи, семейное безразличие, конфликтные взаимоотношения и эмоциональная отверженность.

Таким образом, теоретический и эмпирический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:

  •  неоспорим факт влияния семейных взаимоотношений на реабилитацию и ресоциализацию воспитанников СУВУЗТ;
  •  важным элементом системы социально-педагогической коррекции агрессивных наклонностей несовершеннолетних является воздействие на ближайшее социальное окружение;
  •  актуальными направлениями работы с семьей несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции являются формирование конфликтной компетентности родителей, гармонизация детско-родительских взаимоотношений, формирование положительного эмоционального контакта между членами семьи и позитивных семейных взаимоотношений.
Список литературы

1. Асильдерова М.М. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2009. - №4. - С. 48-52.

2. Артеменко Н.В. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 6. - С. 25-40.

3. Паатова М.Э, Дёмкина Е.В. Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - №1(132). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-reabilitatsiya-deviantnyh-podrostkov-v-kontekste-lichnostno-orientirovannoy-paradigmy-obrazovaniya (дата обращения: 25.09.2018)

4. Печенюк A.M., Вязникова Л.Ф., Машковец С.П. Гуманистические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. - Хабаровск, 1999.

5. Ушкварок Е.В. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы США // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-nesovershennoletnimi-pravonarushitelyami-v-usloviyah-penitentsiarnoy-sistemy-ssha (дата обращения: 25.09.2018)

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 23 ст. 2994.

7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ от 28.06.1999. N 26, ст. 3177.

8. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. cgi?pl=2318013 (дата обращения: 09.09. 2018)

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 672 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?