Vladimir, Russian Federation
Vladimir, Russian Federation
The article presents a theoretical and empirical analysis of the problem of parent-child relationships in families of juvenile offenders who are in isolation, using the example of special closed-type educational institutions. The authors presented the results of a psychological survey of pupils of SCTEI, as well as current areas of socio-pedagogical correction
special educational institutions of a closed type, aggression, correction, juvenile offenders
Проблема воспитания и обучения подростков и юношей, совершивших правонарушения и привлеченных к юридической ответственности, в условиях современной России является актуальной, что связано с высоким уровнем рецидивной преступности и распространением различных видов девиаций среди несовершеннолетних, в частности, проявлением агрессивных наклонностей.
Согласно последним официальным данным Федеральной службы государственной статистики о состоянии преступности за 2016 год, в России совершено 53 736 преступлений несовершеннолетними или при их соучастии, в 2017 году их количество составило 31 985 тысяч [8].
В России до 2017 года с целью предупреждения общественно‐опасной деятельности несовершеннолетних действовала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в которой были определены перспективные направления политики в отношении детей, чье поведение характеризуется как девиантное: «…проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; создание сети психолого‐педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением… повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы» [4].
Акцентируя внимание на реализации данной стратегии, необходимо отметить, что значительное место в системе социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями занимают специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВУЗТ).
Деятельность СУВУЗТ регламентируется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Согласно п. 2-4 ст. 15, СУВУЗТ:
1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;
2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации [7].
Несмотря на то, что СУВУЗТ не предусмотрены в каждом субъекте РФ и, как правило, их расположение характеризуется большой отдаленностью от места жительства воспитанников, педагоги-психологи, социальные педагоги и другие специалисты данных учреждений призваны проводить консультативную и профилактическую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость данной работы основывается на взаимосвязи между формированием агрессивных наклонностей и взаимоотношениями с ближайшим окружением.
Профилактику и коррекцию агрессивных наклонностей несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции в контексте социально-педагогической работы с семьей рассматривают исследователи С.В. Кара, И.С. Кара, Н.В. Артеменко, Е.В. Ушварок и др.
Отечественный исследователь М.М. Асильдерова выделяет различные комплексы, отрицательно действующие на несовершеннолетних в неблагополучных семьях: пробелы в организации контроля поведения детей, снижение уровня и интенсивности помощи в учебе; напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи; легкомысленное или аморальное поведение оставшегося с детьми родителя; ухудшение материально-бытовых возможностей семьи [1].
Анализ современных исследований позволил авторам статьи выявить ряд важнейших социально-педагогических задач по работе с семьей, которые позволяет решить помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ.
Во-первых, на определенный промежуток времени исключить негативного влияние неблагополучной семьи.
Как совершенно правомерно отмечает Н.В. Артеменко, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является одной из альтернатив уголовному наказанию в отношении несовершеннолетних: помещая подростка в колонию для малолетних преступников, общество изолирует себя от него, так как он представляет собой угрозу для общества, а в случае со спецшколой надо успеть изолировать ребенка от того социума, который представляет угрозу для ребенка [2].
Проведенное авторами исследование подтверждает, что неблагоприятные факторы семейного воспитания оказывают негативное воздействие на развитие личности ребенка и формирование индивидуальных качеств. Также отметим, что большее количество неблагоприятных факторов воспитания наблюдается именно в неблагополучных семьях, в частности, в семьях, где родители проявляют агрессивное поведение в отношении детей.
Во-вторых, в условиях СУВУЗТ становится возможной организация процесса ресоциализации подростка, а также проведение коррекционной работы.
М.Э. Паатова выделяет основные факторы, влияющие на социализацию личности подростка в учреждении закрытого типа, а именно: специфика «закрытого» учебного заведения – режимные требования, изоляция воспитанников от широкого окружения, – существенно ограничивают социальную ситуацию развития подростков; жесткая регламентация жизнедеятельности, отсутствие «событийности» в повседневной жизни учреждения; вынужденная ориентация воспитанников на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно атрибутный характер, категоричны или односторонни; дефицит индивидуализированного общения со взрослыми, повышенная контактность общения, отсутствие возможностей для релаксации, снятия негативного психического напряжения; жесткая итрагрупповая неформальная структура власти в «закрытых» заведениях, предписывающая воспитаннику определенные нормы и правила поведения, заметно примитивизирует и огрубляет межличностные отношения как среди воспитанников, так и воспитанников с воспитателями; преобладания негативного эмоционального фона в системе межличностных взаимоотношений оказывают негативное воздействие на адекватную социализацию развивающейся личности [3].
В-третьих, возможной становится подготовка подростка к выпуску из СУВУЗТ с минимизацией рецидива и уровня агрессивности посредством формирования позитивных взаимоотношений в семье.
В-четвертых, организовываются процесс целенаправленного и безопасного взаимодействия подростков с ближайшим окружением, родителями, опекунами и другими законными представителями, а также социально-педагогическая работа по оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений. Иными словами, под контроль квалифицированных специалистов ставится конструктивное взаимодействие родителей и детей на этапе их нахождения в СУВУЗТ и выпуска из него, что благотворно сказывается на процессах их дальнейшей ресоциализации и реабилитации.
А.М. Меченюк в связи с этим отмечает, что процессуальная характеристика социально‐педагогической реабилитации девиантных подростков в условиях специальных учебно‐воспитательных учреждений представляется как определенная последовательность этапов, их соподчинение, логика, скорость протекания. Также автор подчеркивает, что процесс совместной деятельности реабилитанта и реабилитолога – это движение от целеполагания до отбора содержания, способов и форм организации совместной деятельности, рефлексии достигнутых результатов, что позволяет выделить следующие принципы ее организации: ориентация на развитие личности; вера в реабилитационный потенциал и актуализацию возможностей личности; право выбора и социальной ответственности [4].
Среди зарубежных систем работы с несовершеннолетними правонарушителями следует отметить пенитенциарную систему США.
Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию пяти элементов процесса перевоспитания: диагностирование особых потребностей несовершеннолетних правонарушителей и определение степени угрозы, которую они представляют для общества; индивидуализация плана вмешательства; координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства; использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя; принципа наказания и поощрения [5].
Также необходимо подчеркнуть, что в данной системе значительное внимание уделяется социальному окружению воспитанников и активному сотрудничеству с семьей.
В рамках работы авторы провели психологическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях воспитанников СУВУЗТ, что позволило выявить направления коррекции агрессивного поведения на этапе взаимодействия с семьей. В исследовании принимали участие 15 воспитанниц в возрасте от 12 до 15 лет.
В соответствии с целью исследования авторами были выбраны следующие методики: тест «Детско-родительские отношения подростков» О.А. Карабановой, П.Я. Трояновской, проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Методика «Детско-родительские отношения подростков» О.А. Карабановой, П.В Трояновской (далее ДРОП) предоставляет полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений и включает в себя 19 шкал, объединенных в группы: блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия; блок контроля; блок противоречивости/непротиворечивости отношений; дополнительные шкалы. По результатам применения методики были получены данные и переведены в процентные соотношения по каждому блоку шкал (ниже нормы, в пределах нормы, выше нормы).
Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный [9].
Анализ результатов диагностики по методике ДРОП позволил выявить следующее: во-первых, в первом блоке по шкале принятие (как демонстрация родителем любви и внимания) значительная часть опрошенных подростков (60%/9) охарактеризовала свои отношения с родителем на достаточно низком уровне. Кроме этого отметим, что высокий уровень конфликтности с родителем отметили 73,3% (11 респондентов).
Анализ рисуночного теста «Семейная социограмма» показал, что наиболее общими проблемами для всех воспитанников являются: отсутствие эмоционального контакта с членами семьи, семейное безразличие, конфликтные взаимоотношения и эмоциональная отверженность.
Таким образом, теоретический и эмпирический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие выводы:
- неоспорим факт влияния семейных взаимоотношений на реабилитацию и ресоциализацию воспитанников СУВУЗТ;
- важным элементом системы социально-педагогической коррекции агрессивных наклонностей несовершеннолетних является воздействие на ближайшее социальное окружение;
- актуальными направлениями работы с семьей несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции являются формирование конфликтной компетентности родителей, гармонизация детско-родительских взаимоотношений, формирование положительного эмоционального контакта между членами семьи и позитивных семейных взаимоотношений.
1. Asil'derova M.M. Semeynye faktory social'nogo riska i prestupnost' nesovershennoletnih // Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2009. - №4. - S. 48-52.
2. Artemenko N.V. Pomeschenie nesovershennoletnego, sovershivshego prestuplenie, v special'noe uchebno-vospitatel'noe uchrezhdenie: teoreticheskie i pravoprimenitel'nye aspekty // Voprosy yuvenal'noy yusticii. - 2009. - № 6. - S. 25-40.
3. Paatova M.E, Demkina E.V. Social'no-pedagogicheskaya reabilitaciya deviantnyh podrostkov v kontekste lichnostno orientirovannoy paradigmy obrazovaniya // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2014. - №1(132). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-reabilitatsiya-deviantnyh-podrostkov-v-kontekste-lichnostno-orientirovannoy-paradigmy-obrazovaniya (data obrascheniya: 25.09.2018)
4. Pechenyuk A.M., Vyaznikova L.F., Mashkovec S.P. Gumanisticheskie osnovy profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih. - Habarovsk, 1999.
5. Ushkvarok E.V. Social'naya rabota s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami v usloviyah penitenciarnoy sistemy SShA // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. - 2013. - №1. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-nesovershennoletnimi-pravonarushitelyami-v-usloviyah-penitentsiarnoy-sistemy-ssha (data obrascheniya: 25.09.2018)
6. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 «O Nacional'noy strategii deystviy v interesah detey na 2012 - 2017 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 4 iyunya 2012 g. N 23 st. 2994.
7. Federal'nyy zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ (red. ot 27.06.2018) «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih» // Sobranie zakonodatel'stva RF ot 28.06.1999. N 26, st. 3177.
8. Chislo prestupleniy, sovershennyh nesovershennoletnimi i pri ih souchastii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. cgi?pl=2318013 (data obrascheniya: 09.09. 2018)
9. Eydemiller E.G., Yustickis V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i. - Sankt-Peterburg: Piter, 2008. - 672 s.