Служба школьной медиации: развитие бесконфликтного образовательного пространства
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показана роль школьной медиации для формирования и развития правового образовательного пространства. Описаны основные требования к условиям создания и функционирования службы школьной медиации в образовательной организации, такие, как: обучение педагогических работников, школьников и их родителей (законных представителей); взаимодействие всех участников образовательных отношений для предупреждения и урегулирования конфликтной ситуации. Отмечено, что появление первых служб школьной медиации в общеобразовательных учреждениях г. Смоленска активизировалось в рамках региональной инновационной площадки «Развитие единого правового образовательного пространства в инновационном образовательном кластере». Показано, что рациональное понимание условий построения системы медиации в образовательной организации обеспечивается с помощью метода SWOT-анализ. Подчеркивается необходимость использования медиативных подходов для формирования бесконфликтного образовательного пространства в регионе.

Ключевые слова:
медиация, образовательное пространство, служба школьной медиации, примирение и согласие, конфликтная ситуация.
Текст

Если говорить о развитии гражданского общества в целом и формировании гуманного бесконфликтного образовательного пространства в частности, то актуальной для учреждений образования является идея создания и эффективного функционирования системы школьной медиации. Для того чтобы более детально познакомиться с данной системой, необходимо ответить на некоторые вопросы. Что представляет собой служба школьной медиации (или школьная служба примирения)? Как известно, медиация — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Службой школьной медиации является объединение работников школы, обучающихся и их родителей (законных представителей), прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Для чего нужна служба школьной медиации? Мы часто бываем свидетелями того, что подростки конфликтуют между собой, грубят взрослым, вызывающе ведут себя как в школе, так и в общественных местах. Нередко споры, склоки, драки, вандализм и сквернословие являются неотъемлемой частью повседневной жизни молодых людей. Подростки и дети группы риска часто становятся нарушителями порядка или жертвами ситуации. Кроме того, в настоящее время во многих регионах России, в том числе и в Смоленской области, проживают граждане различных национальностей, а в школах обучаются их дети. Из-за обострившихся в последние годы миграционных, межнациональных и межконфессиональных процессов повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды, умению конструктивно взаимодействовать для развития и социализации детей и молодежи. Административное воздействие и наказание не устраняют причин конфликта и не влияют на чувства конфликтующих. Наша общая педагогическая задача — препятствовать проявлению агрессии несовершеннолетних по отношении друг к другу, педагогам, членам своей семьи; способствовать мирному сосуществованию всех участников образовательных отношений. Для решения этой проблемы в образовательных учреждениях создаются службы школьной медиации (далее — службы), деятельность которых должна быть сосредоточена главным образом на создании условий бесконфликтной образовательной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков. Особое внимание следует обратить на изучение и применение принципов восстановительной медиации в тех случаях, когда несовершеннолетний попадает в трудную жизненную ситуацию, особенно в случае его вступления в конфликт с законом.

Список литературы

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практ. руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. - 2-е изд., дораб. - М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 306 с.

2. Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей (Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р).

3. Опыт работы школьных служб примирения в России: сб. материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 148 с.

4. Туберозова М.В., Сучкова И.П. Система школьной медиации как механизм развития единого правового образовательного пространства // Вестник Международного юридического института. - 2015. - № 4 (55).

Войти или Создать
* Забыли пароль?