О КОМПОНЕНТАХ И ФОРМАХ РЕПУТАЦИОННОГО КАПИТАЛА ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современная политика в сфере высшего образования России, обусловленные ею реформы, сложная в последние годы демографическая ситуация в стране, экономика нашего государства, а также ряд многих других факторов оказывают огромное, не всегда положительное, влияние на развитие российских университетов. Подобные обстоятельства побуждают руководителей вузов применять новые методы менеджмента, что стало толчком к актуализации и развитию репутационного менеджмента, внедрению его подходов в систему управления высшими учебными заведениями. Основное преимущество этого состоит в совершенствовании структуры используемых ресурсов, возможности поиска новых нетрадиционных видов капитала, неосязаемых активов с целью повышения эффективности и конкурентоспособности университета. В представленной статье рассмотрены сущность и компоненты репутационного капитала высшего учебного заведения, сделана попытка определить и дать характеристику различным его формам.

Ключевые слова:
репутационный менеджмент, репутационный капитал, репутация, университет, высшее учебное заведение.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Повышение внимания, которое наблюдается в течение последних лет, к проблемам формирования репутации любой организации, все более превращающейся в ее репутационный капитал, не случайно. В современном менеджменте и экономике репутация становится одним из ключевых ресурсов развития организаций, в том числе, и высших учебных заведений, что усиливает роль их ответственности перед обществом. Репутационный капитал университета следует рассматривать в качестве одного из главных факторов его конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке образовательных услуг.

Интересными являются результаты опроса, проведенного рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) среди участников IV Международного форума вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт», который прошел в г. Москве в июне 2016 г., показали следующее (рис. 1).

Как показал опрос, только 8% его участников считают, что российские вузы сегодня можно назвать глобальными игроками. Переход российских университетов в разряд глобальных игроков сопряжен с преодолением множества трудностей: главным образом, это нехватка академической свободы и сильная зависимость от бюрократического аппарата государства (так считают 30% респондентов), языковой барьер сотрудников и студентов вузов (20%) и недостаточное финансирование со стороны государства (20%).

В связи с этим, в рамках реализации стратегии развития вуза его руководству необходимо, в том числе, идентифицировать и оценивать имеющиеся репутационные активы университета, способствовать формированию его репутационного капитала, эффективно их использовать и управлять ими.

Для начала определимся с тем, что необходимо понимать под репутацией вуза. Это общественная оценка, мнение, сложившееся об учебном заведении, которое создается под влиянием различных факторов его внешней и внутренней среды [3]. Положительная репутация свидетельствует об эффективности вуза, о его высокой репутационной ответственности за результаты своей деятельности, о привлекательности учебного заведения для потребителей образовательных услуг, позитивная репутация дает университету ряд преимуществ, повышая его конкурентоспособность.

Среди ученых сегодня существуют различные подходы к пониманию содержания категории «репутационный капитал». Рассмотрим некоторые из них.

Алексеева Е.П., например, считает, что репутационный капитал компании определяется такими параметрами, как номенклатура и качество производимой продукции, взаимоотношения на рынке, в отрасли и регионе, состояние менеджмента и корпоративной культуры [1].

По мнению Карповой К.В., репутационный капитал – это стоимостное выражение нематериальных активов компании, включающих знание рынка, наличие собственных коммуникационных технологий, учет лояльности стейкхолдеров и повышение качества услуг (товаров, процессов) [2]. Репутационный капитал – важнейший фактор конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании. Репутационный капитал любой организации базируется на собственной репутации, которая превращается в капитал благодаря инвестициям в имидж, корпоративную культуру и повышению социальной ответственности.

Говоря о высшем учебном заведении, под его репутационным капиталом, по мнению автора статьи, следует понимать нематериальные активы, которыми располагает университет, которые увеличивают его доходы и обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности.

Ясность в понимании сущности репутационного капитала вуза вносит идентификация его компонентов, среди которых:

  1. Позиции вуза в международных рейтингах.
  2. Положение вуза в отечественных рейтингах.
  3. Имидж университета.
  4. Узнаваемость вуза.
  5. Поддержка вуза со стороны органов власти.
  6. Лояльность различных контрагентов, партнеров вуза.
  7. Лояльность и привлекательность для различных целевых групп потребителей образовательных услуг.
  8. Репутация вуза как работодателя.

К факторам, влияющим на формирование репутационного капитала вуза, можно отнести следующие:

  • качество образовательных услуг;
  • отношения университета с различными контрагентами;
  • репутация руководства вуза;
  • репутация профессорско-преподавательского состава учебного заведения;
  • социальная ответственность вуза;
  • материально-техническая база и финансовые показатели деятельности;
  • достижения университета и др.

Исходя из представленной выше структуры репутационного капитала вуза, можно выделить следующие его формы:

– социальный капитал (организационные нормы, доверительные отношения в системе внутренних горизонтальных и вертикальных связей вуза, выполнение руководством вуза своих обязательств перед преподавателями и сотрудниками, разрешение  трудовых  конфликтов, развитие персонала вуза, возможность карьерного роста и т.д.);

– интеллектуальный капитал (научные результаты и  достижения вуза, патенты, управленческие навыки, образовательные технологии, опыт, связи с потребителями образовательных услуг и различными партнерами и знания о них, квалификация, опыт, знания профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза);

– потребительский капитал (система надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений вуза со своими потребителями образовательных услуг);

– партнерский капитал (устойчивые отношения с выгодными и перспективными партнерами вуза);

– финансовый капитал (высокие показатели финансовой деятельности вуза, его стабильное финансовое состояние).

Таким образом, рассмотренные аспекты репутационного менеджмента свидетельствует об актуальности его проблем и необходимости изучения, идентификации и управления репутационным капиталом высшего учебного заведения на основе применения методов стратегического менеджмента, экономических, социально-психологических и организационно-распорядительных методов менеджмента, методов PR-менеджмента, методов имиджелогии и т.д.

Список литературы

1. Алексеева Е.П. Формирование основных характеристик репутационного капитала современной российской компании [Электронный ресурс] / Е.П. Алексеева // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №5. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/610 (дата обращения: 23.10.2018).

2. Карпова К.В. Репутационный капитал как основа конкурентных преимуществ [Текст] / К.В. Карпова // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск, 2014. - С. 131-135.

3. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. − М.: ИНФРА-М, 2014. − 227 с.

4. Результаты опроса участников IV Международного форума вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт» [Электронный ресурс] // URL: http://raexpert.ru/researches/vuz/opros2016/ (дата обращения: 23.10.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?