ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается опыт учителей Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка по развитию словесного творчества гимназистов младших классов на основе образовательного события. Описываются методические подходы к организации проведения творческих работ учащихся начальных классов, анализируется опыт Вятской гуманитарной гимназии по формированию системы актуальных для детей младшего школьного возраста образовательных событий.

Ключевые слова:
методический подход к развитию детского творчества; система актуальных для учащихся начальных классов образовательных событий; речемыслительные способности; жанры творческих работ; сочинение.
Текст

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВЯТСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ


Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка – одно из старейших учебных заведений России. В этом году ей исполняется 110 лет. В гимназии успешно сочетаются традиции и инновации. Еще до введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учителя начальных классов гимназии осуществляли экспериментальную работу под руководством д-ра пед. наук, проф. Галины Александровны Бакулиной, реализуя идею развития речемыслительных способностей младших школьников средствами субъективизации. Результатом деятельности творческой лаборатории стал выпуск методического пособия «Изложения в начальной школе: развитие, активность, творчество». В нем представлены конспекты уроков по различным видам изложений, составленные на основе принципов субъективизации и деятельностного подхода. Одним из направлений исследовательской деятельности учителей начальных классов гимназии стала разработка методического подхода и создание системы актуальных для детей младшего школьного возраста образовательных событий, на основе которых они пишут сочинения различных жанров. Коллективом педагогов этот опыт был обобщен и лег в основу учебно-методического пособия «Сочинения в начальной школе: от образовательного события к творческому поиску» [4]. Цель пособия – обобщение и презентация опыта работы учителей начальных классов гимназии по формированию универсальных учебных действий обучающихся
посредством создания ситуаций, в которых каждый ученик получает возможность выразить в тексте свое отношение к образовательному событию, проявив при этом творческие способности.


ЖИЗНЕННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОЗДАНИЮ
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ


Жизненные впечатления играют особую роль в процессе становления личности, но порой даже взрослые испытывают затруднения при попытке точно и ярко передать свои мысли и ощущения на бумаге или высказать их вслух. А учим ли мы этому детей? Очень важно начинать работу по развитию словесных способностей в начальной школе. Учитель начальных классов отличается от учителя-предметника тем, что интегрирует в своей педагогической деятельности обучающее и тьюторское (личностное, индивидуальное) сопровождение. Функция учителя как тьютора состоит не только в том, чтобы организовать образовательное событие. Он создает такие учебные ситуации, в которых каждый ученик получает возможность выразить свое отношение к пережитому образовательному событию, то есть учится рефлексировать личный опыт, представлять его в собственном тексте. Процесс создания текста не является в данном случае традиционным обучением написания сочинений. В основе выполнения творческих работ лежит образовательное событие как личностно значимое для ребенка, в этом и заключается инновация в организации обучения. Событийность рассматривается авторами статьи с позиции антропологического подхода к образованию. «В антропологически ориентированном образовании, – писал В.И. Слободчиков– ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать особые условия, в которых у воспитанника действительно появится шанс самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей, встать на путь их обретения» [2, с. 13].

Список литературы

1. Практики гуманитарного образования: проектирование - событийность - текст: учебно-методическое пособие. - Киров: Информационно-издательский центр Вятской гуманитарной гимназии, 2016. - 218 с.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 385 с.

3. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Новые ценности образования / под ред. М.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. - 2010. - Вып. 1 (43). - 157 с.

4. Сочинения в начальной школе: от образовательного события к творческому поиску: учебно-методическое пособие / cост. Н.Л. Гашкова, М.В. Кузнецова, Н.А. Пантюхина. - Киров: Информационно-издательский центр Вятской гуманитарной гимназии, 2015. - 144 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?