МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрены содержательные и функциональные особенности феноменов массовой коммуникации и общественного мнения в условиях современных трансформаций информационно-коммуникационных технологий в интернет-пространстве. В статье поднимается проблема деактуализации таких понятий, как массовая коммуникация и общественное сознание при реализации технологического сценария общественно-политического развития современных государств, связанного с применением технологий Big Data в пространстве социальных медиа в рамках процессов современного политического управления. Автор делает вывод о существенных различиях традиционного пространства массовых коммуникаций и пространства социальных медиа, что позволяет констатировать переход от традиционного феномена массы к феномену социально дифференцированных сетевых сообществ. С учетом трансформации процесса потребления информации в сетевом пространстве в особую форму социальной активности, предполагающую формирование коллективных смыслов на уровне горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия, автор также приводит к выводу о необходимости парадигмального пересмотра содержательных и функциональных компонент феномена массовой коммуникации применительно к современному интернет-пространству. В свою очередь, анализ технологических трендов, связанных с персонализацией информационно-коммуникационного воздействия на сетевых пользователей на уровне персонального цифрового таргетирования, позволяет сделать в работе вывод о том, что технологический потенциал политического управления в сетевом пространстве, связанного с информационно-коммуникационным воздействием на сознание онлайн-пользователей, уже в ближайшем будущем позволит политическим акторам оперировать не столько понятием общественного сознания, сколько совокупностью индивидуальных сознаний.

Ключевые слова:
массовая коммуникация, общественное сознание, политическое управление, Big Data, цифровое пространство, информационная капсула.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На протяжении достаточно продолжительного периода времени в политической науке специалисты и ученые ведут речь о теориях, концепциях, подходах, моделях и технологиях, относящихся к сфере массовых коммуникаций и управления общественным сознанием.

На сегодняшний день существует значительное число научных трудов, посвященных проблемам, связанным с процессами массовой политической коммуникации, а также процессами воздействия на общественное сознание в рамках современного политического управления [3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14]. По сути, мы можем говорить о наличии глубоко укоренившейся парадигмы, не только постулирующей объективное существование такого феномена как общественное сознание, но также допускающей управленческое воздействие на данный феномен при помощи технологий массовой коммуникации.

Однако, в условиях интенсивных технологических изменений на глобальном уровне (в первую очередь, изменений в сфере цифровых информационно-коммуникационных технологий) стремительной эволюции интернет-пространства, глубокого распространения ресурсов социальных медиа, все большего внедрения в современную общественно-политическую и управленческую практику технологий Big Data, следует рассмотреть возможность и необходимость парадигмального сдвига в сфере массовых коммуникаций, а также политического управления в аспекте содержания и особенностей формирования общественного сознания.

На наш взгляд, анализируя актуальную практику, в данном вопросе следует рассмотреть возможность исчезновения феномена массового сознания как такового, равно как и феномена массовой коммуникации уже в среднесрочной перспективе.

В данной работе мы попытаемся аргументировать подобную точку зрения и рассмотреть возможные сценарии общественно-политического развития современных государств в условиях складывающегося на сегодняшний день концепта пост-информационного общества.

В первую очередь, следует отметить, что большинство существующих концепций массовой коммуникации предполагают в качестве массы неструктурированную совокупность изолированных друг от друга в обычной жизни людей. Например, такие традиционные средства массовой информации как телевидение, радио и пресса предполагают преимущественно индивидуальное потребление информации (в лучшем случае, небольшой группой из нескольких человек, если мы говорим, например, о семье) без наличия четких устойчивых связей между потребителями.

Одновременно с этим, если мы говорим о онлайн-ресурсах и, в первую очередь, о социальных медиа, включая социальные сети, то в данном случае речь идет уже об информационно-коммуникационном воздействии не на изолированную друг от друга совокупность пользователей, но о существовании устойчивых социальных сообществ и групп, участники которых объединены между собой устойчивыми горизонтальными информационно-коммуникационными связями. При этом, как правило, существующие сетевые сообщества в той или иной степени дифференцированы по кругу интересов, социально-демографическим характеристикам, а также иным параметрам.

Список литературы

1. Дружинин А.М. От диалога к манипуляции: критический анализ современных медиапрактик // Философская мысль. - 2017. - № 1. - С. 1-16.

2. Карпова А.Ю. Маркеры и эффекты информационной аномии в политической коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 40. - С. 112-121.

3. Луман Н. Реальность массмедиа. -М.: - Праксис, 2005. - 256 с.

4. Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: АСТ, 2003. - 528 с.

5. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.

6. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.

7. Одинцов А.В. Социология общественного мнения и вызов Big Data // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 3. - С. 30-43.

8. Политическая коммуникативистика: проблемы предметного позиционирования: Материалы методологического семинара; под ред. Л.Н.Тимофеевой. - М., Издательство РАГС, 2008. - 63 с.

9. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика; под ред. Л.Н.Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 327 с.

10. Политические коммуникации; под ред. А.И. Соловьева. - М., 2004. - 332 с.

11. Роговский Е. Выборы в США: успех технологических инноваций // Международная жизнь. - 2017. - №3. - С.107-122.

12. Рунков Я.К. Использование нейронных сетей в социальных коммуникациях и интернет-ресурсах, их обеспечивающих // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-5. - С. 676-677.

13. Самохвалова В. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы научной конференции. - М., 1998. - С. 23-31.

14. Соловьев А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. Политические исследования. - 2004. - № 2. - С. 124-132.

15. Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. - 2017. - №2. - С. 42-59.

16. Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. - М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 367 с.

17. Bakardijeva M. Do Clouds Have Politics? Collective Actors in Social Media Land // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. No. 8. P. 983-990.

18. Bolsover G., Howard P. Computational Propaganda and Political Big Data: Moving Toward a More Critical Research Agenda // Big Data.2017. Vol. 5. No. 4. P. 273-276. DOI:https://doi.org/10.1089/big.2017.29024.cpr.

19. Facebook conducted secret psychology experiment on users' emotions [Электронный ресурс] // The Telegraph. - URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/facebook/10932534/Facebook-conducted-secret-psychology-experiment-on-users-emotions.html (дата обращения: 05.06.2018).

20. Gourley S. Get ready for the robot propaganda machine [Электронный ресурс] // WIRED. 05.02.2015. - URL: http://www.wired.co.uk/article/robot-propaganda (дата обращения: 05.06.2018).

21. Kosinski M., Stillwella D., Graepel Th. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, No. 15. P. 5802-5805.

22. Kosinski M., Matz S. C., Gosling S. D., Popov V., Stillwell D. Facebook as a research tool for the social sciences: opportunities, challenges, ethical considerations, and practical guideline // American Psychologist. 2015. Vol. 70. No. 6. P. 543-556.

23. Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. [Электронный ресурс]. - URL: http://manovich.net/content/04-projects/088-cultural-analytics-social-computing/cultural_analytics_article_final.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

24. Watson P.J., Jones A. Google-Berg: Global Elite Transforms Itself For Technocratic Revolution [Электронный ресурс] // Infowars.com. 13.05.2013. - URL: http://www.infowars.com/google-berg-global-elite-transforms-itself-for-technocratic-revolution/ (дата обращения: 05.06.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?