Московский физико-технический институт (государственный университет) (учебно-научный центр гуманитарных и социальных наук, ведущий научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В работе рассмотрены содержательные и функциональные особенности феноменов массовой коммуникации и общественного мнения в условиях современных трансформаций информационно-коммуникационных технологий в интернет-пространстве. В статье поднимается проблема деактуализации таких понятий, как массовая коммуникация и общественное сознание при реализации технологического сценария общественно-политического развития современных государств, связанного с применением технологий Big Data в пространстве социальных медиа в рамках процессов современного политического управления. Автор делает вывод о существенных различиях традиционного пространства массовых коммуникаций и пространства социальных медиа, что позволяет констатировать переход от традиционного феномена массы к феномену социально дифференцированных сетевых сообществ. С учетом трансформации процесса потребления информации в сетевом пространстве в особую форму социальной активности, предполагающую формирование коллективных смыслов на уровне горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия, автор также приводит к выводу о необходимости парадигмального пересмотра содержательных и функциональных компонент феномена массовой коммуникации применительно к современному интернет-пространству. В свою очередь, анализ технологических трендов, связанных с персонализацией информационно-коммуникационного воздействия на сетевых пользователей на уровне персонального цифрового таргетирования, позволяет сделать в работе вывод о том, что технологический потенциал политического управления в сетевом пространстве, связанного с информационно-коммуникационным воздействием на сознание онлайн-пользователей, уже в ближайшем будущем позволит политическим акторам оперировать не столько понятием общественного сознания, сколько совокупностью индивидуальных сознаний.
массовая коммуникация, общественное сознание, политическое управление, Big Data, цифровое пространство, информационная капсула.
На протяжении достаточно продолжительного периода времени в политической науке специалисты и ученые ведут речь о теориях, концепциях, подходах, моделях и технологиях, относящихся к сфере массовых коммуникаций и управления общественным сознанием.
На сегодняшний день существует значительное число научных трудов, посвященных проблемам, связанным с процессами массовой политической коммуникации, а также процессами воздействия на общественное сознание в рамках современного политического управления [3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14]. По сути, мы можем говорить о наличии глубоко укоренившейся парадигмы, не только постулирующей объективное существование такого феномена как общественное сознание, но также допускающей управленческое воздействие на данный феномен при помощи технологий массовой коммуникации.
Однако, в условиях интенсивных технологических изменений на глобальном уровне (в первую очередь, изменений в сфере цифровых информационно-коммуникационных технологий) стремительной эволюции интернет-пространства, глубокого распространения ресурсов социальных медиа, все большего внедрения в современную общественно-политическую и управленческую практику технологий Big Data, следует рассмотреть возможность и необходимость парадигмального сдвига в сфере массовых коммуникаций, а также политического управления в аспекте содержания и особенностей формирования общественного сознания.
На наш взгляд, анализируя актуальную практику, в данном вопросе следует рассмотреть возможность исчезновения феномена массового сознания как такового, равно как и феномена массовой коммуникации уже в среднесрочной перспективе.
В данной работе мы попытаемся аргументировать подобную точку зрения и рассмотреть возможные сценарии общественно-политического развития современных государств в условиях складывающегося на сегодняшний день концепта пост-информационного общества.
В первую очередь, следует отметить, что большинство существующих концепций массовой коммуникации предполагают в качестве массы неструктурированную совокупность изолированных друг от друга в обычной жизни людей. Например, такие традиционные средства массовой информации как телевидение, радио и пресса предполагают преимущественно индивидуальное потребление информации (в лучшем случае, небольшой группой из нескольких человек, если мы говорим, например, о семье) без наличия четких устойчивых связей между потребителями.
Одновременно с этим, если мы говорим о онлайн-ресурсах и, в первую очередь, о социальных медиа, включая социальные сети, то в данном случае речь идет уже об информационно-коммуникационном воздействии не на изолированную друг от друга совокупность пользователей, но о существовании устойчивых социальных сообществ и групп, участники которых объединены между собой устойчивыми горизонтальными информационно-коммуникационными связями. При этом, как правило, существующие сетевые сообщества в той или иной степени дифференцированы по кругу интересов, социально-демографическим характеристикам, а также иным параметрам.
1. Дружинин А.М. От диалога к манипуляции: критический анализ современных медиапрактик // Философская мысль. - 2017. - № 1. - С. 1-16.
2. Карпова А.Ю. Маркеры и эффекты информационной аномии в политической коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 40. - С. 112-121.
3. Луман Н. Реальность массмедиа. -М.: - Праксис, 2005. - 256 с.
4. Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: АСТ, 2003. - 528 с.
5. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.
6. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.
7. Одинцов А.В. Социология общественного мнения и вызов Big Data // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 3. - С. 30-43.
8. Политическая коммуникативистика: проблемы предметного позиционирования: Материалы методологического семинара; под ред. Л.Н.Тимофеевой. - М., Издательство РАГС, 2008. - 63 с.
9. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика; под ред. Л.Н.Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 327 с.
10. Политические коммуникации; под ред. А.И. Соловьева. - М., 2004. - 332 с.
11. Роговский Е. Выборы в США: успех технологических инноваций // Международная жизнь. - 2017. - №3. - С.107-122.
12. Рунков Я.К. Использование нейронных сетей в социальных коммуникациях и интернет-ресурсах, их обеспечивающих // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-5. - С. 676-677.
13. Самохвалова В. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы научной конференции. - М., 1998. - С. 23-31.
14. Соловьев А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. Политические исследования. - 2004. - № 2. - С. 124-132.
15. Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. - 2017. - №2. - С. 42-59.
16. Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. - М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 367 с.
17. Bakardijeva M. Do Clouds Have Politics? Collective Actors in Social Media Land // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. No. 8. P. 983-990.
18. Bolsover G., Howard P. Computational Propaganda and Political Big Data: Moving Toward a More Critical Research Agenda // Big Data.2017. Vol. 5. No. 4. P. 273-276. DOI:https://doi.org/10.1089/big.2017.29024.cpr.
19. Facebook conducted secret psychology experiment on users' emotions [Электронный ресурс] // The Telegraph. - URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/facebook/10932534/Facebook-conducted-secret-psychology-experiment-on-users-emotions.html (дата обращения: 05.06.2018).
20. Gourley S. Get ready for the robot propaganda machine [Электронный ресурс] // WIRED. 05.02.2015. - URL: http://www.wired.co.uk/article/robot-propaganda (дата обращения: 05.06.2018).
21. Kosinski M., Stillwella D., Graepel Th. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, No. 15. P. 5802-5805.
22. Kosinski M., Matz S. C., Gosling S. D., Popov V., Stillwell D. Facebook as a research tool for the social sciences: opportunities, challenges, ethical considerations, and practical guideline // American Psychologist. 2015. Vol. 70. No. 6. P. 543-556.
23. Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. [Электронный ресурс]. - URL: http://manovich.net/content/04-projects/088-cultural-analytics-social-computing/cultural_analytics_article_final.pdf (дата обращения: 05.06.2018).
24. Watson P.J., Jones A. Google-Berg: Global Elite Transforms Itself For Technocratic Revolution [Электронный ресурс] // Infowars.com. 13.05.2013. - URL: http://www.infowars.com/google-berg-global-elite-transforms-itself-for-technocratic-revolution/ (дата обращения: 05.06.2018).