Россия
Россия
Органы земсткого самоуправления за чуть большее 50-летие своего существования смогли создать в Российской империи эффективную систему здравоохранения, образования, ветеринарного обслуживания, внедрить новаторские подходы в агрономию и др. Эти сферы на протяжении столетий не охватывались государственной властью, поэтому значимость их деятельности увеличивается в разы. Тем не менеее финансовое положение земств оставалось сложным из-за нежелания плательщиков выплачивать этот налог. В статье предпринята попытка хотя бы обзорно проанализировать вклад земств в жизнь Курской губернии конца XIX – начала ХХ в. и уровень их годового дохода.
земство, местное самоуправление, агрономия, статистика, местное самоуправление, справочник, исторический опыт.
«Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – докторов наук (МД-4949.2018.6)».
Проблема функционирования земского самоуправления в Российской империи находится в постоянном спектре научных интересов историков [1, 2, 8, 12]. Причины такого внимания кроются в том, что период деятельности этих органов местного самоуправления относят к этапу формирования гражданского общества в стране со своими плюсами и минусами. Однако отметим, что формирование бюджетов рассматривается обзорно и только некоторые авторы более подробно анализируют указанную проблему [5, 7].
Целью земской реформы, начатой в 1864 г., было, в том числе, улучшение регионального благоустройства, социально-экономического положения, а также удовлетворение общественного запроса на самоуправление. При этом напомним, что спектр деятельности земств был сильно ограничен. Центральная власть, дав земствам возможность заниматься вопросами местного хозяйства, не планировала с ним делить власть политическую. Что касается земских функций, то они были поделены на обязательные и необязательные. К первой группе относились: содержание арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и других государственных чиновников, содержание мировых посредников и судей, т.е. на местное самоуправление фактически часично перекладывались государственны функции. К числу необязательной деятельности были отнесены: оказание врачебной помощи населению, организация народного образования, создание ветери службы, содействие хозяйству, устройство , почты и пр. Благодаря земств, им вторая группа обязанностей постепенно главным направлением работы, направленной на улучшение качества жизни местного населения.
уездные земские в Курской губернии, с одобрения МВД, открывались с 25 апреля по 25 июня 1865 г. [3, л. 7-8]. Первые уездные собрания избирали ные земские ны, занимавшиеся текущими ми земского хозяйства – управы. Практчески сразу земцы сосрежоточили свое внимание на социальной сфере.
В здравоохранении курскому земству фактически всю деятельность предстояло создавать с нуля, вырабатывая социальноориентированной медицины. Для борьбы с эпиде оспы в сельской создавались и содержались иватели. С 1869 г. Курская губерния была разделена на 20 оспопрививательных с годовым их ассигнованием по 400 руб. в год на каждый. Стоит отметить, что, развивая сеть лечебных учреждений, земства заботились и о положении их сотрудников, понимая, что, какие бы чудесные врачебные участки они не создавали, если не будет оказана поддержка специалистам, то работать там будет некому. Оклад составлял руб., фельдшеров – от 420 до 480 руб. Кроме того, установлены периодические к жалованию 5 лет в размере 10% оклада. Для научных знаний были трехмесячные ки в университеты и больницы с пособием от в 200 руб. Правом на такую пользовался врач, прослуживший в Курской не менее трех лет.
Еще одним важным направлением работы земств была организация системы образования, которая, в первую очередь, охватила крестьянское население. Так, губернское земское ие в 1868 г. приняло решение о создании народных школ по . Первоначально открыть до 30 школ, для было ассигновано 3000 руб. (по 100 руб. на ). К маю 1869 г. в уездах ось 17 действующих и 5 предназначенных к открытию . Эти учебные заведения работали в уездах до середины 80-х годов XIX столетия. Только с увеличением ежегодного финансирования до 10 тыс. руб. число школ стало рости: в и 1886 г. их было 27, в г. – 32, в 1888–1892 гг. – 36, в 1893–1894 гг. – 38 [см.: 14]. В учебном Курская губерния 47 школ с 3642 .
Расходы по содержанию учителей, обслуживающего персонала школ также ложились на земские бюджеты. Первоначально эти статьи расходов в бюджете проходили под названием «награды учителям», в дальнейшем «жалование». Стоит отметить, что частично расходы на школы несли и сельские общества по статьям расходов мирских сборов [см.: 6], что вызывало определенные неудобства, т.к. сельские общества не всегда исполняли возложенные на них обязательства, задерживали выплаты или вообще отказывались от этого, что приводило к оттоку учительских кадров. В результате, земства стали все расходы на себя. В тех же регионах, где осталось совместное , добивались, сельские вносили свою долю в земской управы. По Империи жалование учителей земских школ имело тенденцию к увеличению: в 1870-е их ежегодный доход варьировался от 120 до 150 руб.; в 1880 г. – руб.; 1890-х гг. – 200–240 руб.; в XX вю – 240–300 руб. В этои отношении учителя Курской губернии получали средств больше, чем по государству: в г. среднее жалование 242 руб. [9, с. 54].
Деятельность земств распространялась и на другие просветительские сферы: организация библиотек, открытие народных к-читален в крупных селах (в Курской губернии к началу Первой мировой войны их дейстовало 34) [10, с. 61].
В целом, хозяйственно-экономические мероприятия земств были весьма разносторонние: агрономические; развитие кустарным промыслам; кредитование крестьянских ; поддержка кооперативного движения и различных твенных объединений; распространение животноводства, включая организацию ветеринарной службы; скота, и улучшение пород; начального сельскохозяйств образования; пожарно- дело; дело; меры по тию земской почты и сети и др. [см. 13].
Если обзорно осветить реализацию перечисленных мер в конкретной Курской губернии, то следует отметить, что в 1896 г. м был открыт сельскохозяйственный , где можно было различные сельскохозяйственные и орудия и необходимые в сельском товары по самым ценам. В 1899 г. организована крестьянам раздача в семян кормовых . С 1900 г. было учреждено 4 участка с 4 агрономами и номическими остами. Содержание кой организации проводилось на средства казны, земства и др.
Безусловно, перечисленная деятельность требовала крупных капиталовложений. Рассмотрим движение средств в Курском земстве в 1896 г. К поступлению было назначено по окладным листам 640 тыс. руб., к которым прибавлялись долги по недоимкам в размере 761 тыс. руб. Другие статьи: пени за взнос сборов, патентный сбор, возвратные поступления, с работы земской типографии дали соответсвенно 35 тыс. руб., 112 тыс. руб., 26 тыс. руб., 13 тыс. руб. Были так же и другие пункты в доходной части бюджета. Всего планировалось собрать 1,6 млн руб. Однако, поступление земских сборов было весьма проблемным, за все время существования этих налогов [см.: 4] поступало не более 60%. Изучаемый год не был исключением – внесено было 0,85 млн руб. или 53%. Внесение по всем статьям бюджета колебалось от 52% до 55% (оклада поступило 0,35 млн руб. (54,6 %) [см. 11].
Таким образом, деятельность Курского земства была многогранна и распространялась на практически всю социальную и экономическую сферу жизни общества: если до введения земских учреждений в губернии не было специльных врачебных участков, то к 1912 г. работало 9 медицинских участков с больницами; практически не было школ для крестьян – к 1914 г. имелось 188 земских школ (с 8745 учащимися); отсутствовала ветеринарная служба – силами земств она была обеспечена и т.д. Земства за сравнительно недолгий срок реформировали основу губернского хозяйства, в целом, и по отдельным отраслям, в частности.
1. Волкова Т.И. Земство и земские учреждения в России в начале ХХ века (на материале губерний Центр. России): учеб. пос. -¬ Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2007. - 111 с.
2. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Наука, 1990. - 262 с.
3. Государственный архив Курской области. Ф. 39. Оп.1. Д. 1а. Л. 7-8.
4. Кравцова Е.С. История сбора налогов в российской провинции на рубеже XIX - ХХ столетий. - Курск: КГМУ, 2007. - 164 с.
5. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России : 1885-1917 гг. : автореф. дис. ... д. ист. н. - Курск, 2011. - 50 с.
6. Кравцова Е.С. Роль сельского самоуправления в фискальной сфере в России на рубеже XIX - ХХ столетий // Экономическая история. - № 1. - 2012. - С. 64-70.
7. Кравцова Е.С. Эволюция системы земских сборов в России во второй половине XIX начале ХХ вв. // Преподавание истории в школе. - № 3. - 2008. - С. 21-24.
8. Мамаева Т.П. Земская школа Курской губернии и роль губернского земства в ее развитии: 1865-1917 гг.: дис. ... к. ист. н. - Воронеж, 2002. - 327 с.
9. Обзор Курской губернии за 1897 год. - Курск : Типо-лит. губ. правления, 1898. - 109 с.
10. Обзор Курской губернии за 1914 год. - Курск : Типо-лит. губ. правления, 1915. - 146 с.
11. Отчёт Курской губернской управы, о приходе, расходе и остатке суммы бывших в её распоряжении за 1896 год - Курск: Тип. губ. зем., 1897. - 194 с.
12. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение: Социальные корни и эволюция до начала XX. - М.: Наука, 1977. - 288 с.
13. Тюрин В.А. Институт земских участковых начальников в системе уездного административного управления России конца XIX - начала ХХ в. // Российская государственность: от истоков до современности. Сб. ст. Международ. науч. конф., приуроченной к 1150-летию российской государственности. - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2012. - С. 83-86.
14. Чернышев А.И. Деятельность земских учреждений Курской губернии по развитию народного образования во второй половине XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... к. ист. н. - Курск, 2010. - 22 с.