Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Россия
сотрудник
На основании данных об информационной открытости системы образования и образовательных организаций Кемеровской области, полученных в результате комплексного мониторинга, реализуемого в регионе с 2008 г., а также результатов независимой оценки качества образования авторы анализируют развитие процессов информатизации в контексте обеспечения информационной открытости образования региона и ее результатов (на примере организаций общего образования) для определения возможных перспектив и совершенствования рассматриваемого направления деятельности. Результаты усилий государства, органов управления образованием и организаций региона по информатизации характеризуются достижением высоких значений показателей нормативной, материальной, кадровой, программной, организационной обеспеченности информационной открытости. Однако наличие информации и сервисов, предназначенных для взаимодействия всех участников образовательного процесса, является проблемой для значительной части организаций и указывает на невыполнение функциональных задач обеспечения открытости и доступности информации об организации. Это, по мнению авторов, позволяет определять перспективы реализации региональной образовательной политики в области информатизации с акцентом на результативных практиках взаимодействия заинтересованных сторон и удовлетворения их информационных потребностей.
независимая оценка качества образования, образовательная деятельность, критерии оценки, информационная открытость, комплексный мониторинг, качество образования.
Информационная открытость является глобальной характеристикой современного мира, затрагивает все сферы жизни и деятельности человека, производства, общественных отношений, процессов и служит оптимизации, повышению эффективности и мобильности взаимодействия заинтересованных сторон в целях совершенствования деятельности и ее результативности. Информационная открытость в образовании выступает приоритетом государственной образовательной политики, а ее обеспечение — обязательным требованием к системе образования и образовательным организациям [7]. Широта и многоаспектность информационной открытости образования порождает не только разные контексты рассмотрения данного явления, но и взаимосвязи, которые выступают в качестве как условий, так и эффектов развития образования. Авторы данной статьи взяли за основу позицию исследователей, рассматривающих информационную открытость как модель открытого образования, обеспечивающую двусторонний информационный обмен между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, способствующую удовлетворению потребностей стейкхолдеров (от англ. stekeholder — «заинтересованная сторона», «причастная сторона» — физическое лицо или организация, имеющие право, долю, требования или интересы относительно системы или ее свойств) в информации о деятельности образовательной системы и позволяющую образовательной организации, органам управления образованием получать обратную связь [2, 3]. Авторы разделяют утверждение, что информационная открытость, помимо самоценности, является важным условием эффективной реализации моделей операционной и институциональной открытости, которые подразумевают доступность образования для любого желающего, в том числе через возможность получения его в дистанционных формах, на внесистемных образовательных сервисах, и реализацию прав потребителей образовательных услуг активно участвовать в формировании и развитии системы образования, оценке качества образовательных услуг и управлении им. Таким образом, информационная открытость образования активно развивается как результат усилий государства по нормативному регулированию, материально-техническому, программному, компетентностному обеспечению и является ресурсом для повышения качества, улучшения условий предоставления образовательных услуг за счет совершенствования механизмов двустороннего информационного обмена, расширения доступности образования и активизации участия потребителей в совершенствовании деятельности образовательных организаций. В данной статье предпринята попытка анализа развития процессов информатизации в контексте обеспечения информационной открытости образования региона и ее результатов (на примере организаций общего образования) для определения возможных перспектив и совершенствования рассматриваемого направления деятельности.
1. Бородкина Е.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. Независимая оценка качества образовательной деятельности как аспект развития региональной системы образования [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5. - URL: https://articulusinfo.ru/wp-content/uploads/2017/10/5_2017o_Borodkina-Rrasnoshlikova-Shefer.pdf.
2. Галактионова Т.Г. Казакова Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2012. - № 3. - URL: http://www.emissia.org/offl ine/2012/1752.htm.
3. Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики [Электронный ресурс] // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 40-75. - DOI:https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-40-75. - URL: https://vo.hse.ru/2015--2/152228866.htm.
4. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.09.2016 № АП-87/02вн [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393628/ (дата обращения: 18.07.2018).
5. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 18.07.2018).
6. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации. Утверждены Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70613570/ (дата обращения: 18.07.2018).
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 18.07.2018).
8. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Васильева Т.В. Состояние общего образования Кемеровской области: результаты мониторинга. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. - 299 с. - (Качество образования).
9. Чепкасов А.В., Лысых О.Б., Красношлыкова О.Г. Состояние общего образования Кемеровской области: результаты мониторинга. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. - 224 с. - (Качество образования).