Киров, Кировская область, Россия
Данная статья посвящена проблеме обучения иностранным языкам в магистратуре, связанной с переходом на многоуровневую систему высшего профессионального образования. Целью данной статьи является изучение процесса обучения магистрантов дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» на основе идей компетентностного подхода. В тексте статьи даны определения ключевых понятий компетентностного подхода: компетентность и компетенция. Выявлена специфика обучения иностранным языкам в магистратуре. Представлены возможности изменения содержания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в соответствии с формируемыми компетенциями. Приведены и обработаны результаты опроса магистрантов, обучающихся по инженерным программам (неязыковые направления) до проведения эксперимента и после.
иностранные языки, магистратура, компетентностный подход, эксперимент, методика преподавания в высшей школе.
Новая образовательная система основывается на идеях компетентностного подхода, одной из которых является формирование компетенций у обучающихся по каждой дисциплине в процессе профессиональной подготовки в вузе. При переходе от государственных образовательных стандартов первого и второго поколений к федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения преподаватели высшей школы столкнулись с тем, что теперь профессиональная подготовка осуществляется через формирование компетенций. Ввиду отсутствия единого понимания понятий «компетентность» и «компетенция» их сущность определяется по-разному. Например, К.В. Шапошников полагает, что профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [11]. Изучая профессиональную компетенцию педагога, А.К. Маркова определила ее как «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников» [1]. В нашем исследовании мы придерживаемся определения понятий «компетентность» и «компетенция», данных А.В. Хуторским. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10]. В российском документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого — компетентность. Оно включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно также включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки [9]. В данной статье мы изучаем возможности реализации компетентностного подхода при обучении студентов в магистратуре на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Учащийся, закончивший магистратуру по одному из инженерных направлений, согласно ФГОС ВО, должен уметь вести коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности [2–8]. Исходя из определения компетенции, предложенного А.В. Хуторским, мы приходим к выводу, что закладываемые знания и формируемые навыки и умения в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» должны быть практико-ориентированными, т.е. профессиональная подготовка магистрантов включает в себя не только приобретение знаний, но и их одновременное применение в профессиональной деятельности.
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 № 1419 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1499 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1500 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.04.01 Машиностроение (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1504 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1485 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 172 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 22.04.01 Материаловедение и технологии материалов (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 28.08.2015 № 907 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5
9. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 104 с.
10. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
11. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.