REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH AT TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR VOCATIONAL PURPOSES TO MASTER’S DEGREE STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article under review is devoted to the problem of teaching foreign languages to master’s students, connected with transition to multilevel system of higher vocational training. The purpose of the given article is to study the process of master’s students while teaching them the subject «Foreign language in the professional sphere» on the basis of ideas of competency-based approach. Defi nitions of key concepts of competency-based approach are given in the article: competency (skill) and the competence. Specifi city of foreign languages teaching master’s degree students is revealed. Possibilities how to change content of the subject «Foreign language in the professional sphere» according to the formed competences are presented. Results of questionnaire of master’s degree students, trained on engineering programs (non-linguistic programs) before carrying out of the experiment and after it are resulted.

Keywords:
foreign languages, master’s degree program, competency-based approach, experiment, methods of teaching in the university.
Text

Новая образовательная система основывается на идеях компетентностного подхода, одной из которых является формирование компетенций у обучающихся по каждой дисциплине в процессе профессиональной подготовки в вузе. При переходе от государственных образовательных стандартов первого и второго поколений к федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения преподаватели высшей школы столкнулись с тем, что теперь профессиональная подготовка осуществляется через формирование компетенций. Ввиду отсутствия единого понимания понятий «компетентность» и «компетенция» их сущность определяется по-разному. Например, К.В. Шапошников полагает, что профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [11]. Изучая профессиональную компетенцию педагога, А.К. Маркова определила ее как «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников» [1]. В нашем исследовании мы придерживаемся определения понятий «компетентность» и «компетенция», данных А.В. Хуторским. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10]. В российском документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого — компетентность. Оно включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно также включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки [9]. В данной статье мы изучаем возможности реализации компетентностного подхода при обучении студентов в магистратуре на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Учащийся, закончивший магистратуру по одному из инженерных направлений, согласно ФГОС ВО, должен уметь вести коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности [2–8]. Исходя из определения компетенции, предложенного А.В. Хуторским, мы приходим к выводу, что закладываемые знания и формируемые навыки и умения в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» должны быть практико-ориентированными, т.е. профессиональная подготовка магистрантов включает в себя не только приобретение знаний, но и их одновременное применение в профессиональной деятельности.

References

1. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Mezhdunarodnyy gumanitarnyy fond «Znanie» Publ., 1996. 308 p.

2. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 08.04.01 Stroitel’stvo (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.10.2014 № 1419 [On approval of the federal state educational standard of higher education in the fi eld of training 08.04.01 Construction (level of magistracy): Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 10/30/2014 № 1419]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

3. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.04.01 Teploenergetika i teplotekhnika (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1499 [On the approval of the federal state educational standard of higher education in the fi eld of preparation. 13.04.01. Heat power engineering and heat engineering (master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia from November 21, 2014 No. 1499]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

4. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.04.02 Elektroenergetika i elektrotekhnika (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1500 [On approval of the federal state educational standard of higher education in the fi eld of preparation. 13.04.02 Electrical power engineering and electrical engineering (master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia from November 21, 2014 No. 1500]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

5. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.04.01 Mashinostroenie (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1504 [On approval of the federal state educational standard of higher education in the fi eld of training 15.04.01 Mechanical engineering (master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia from November 21, 2014 № 1504]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

6. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.04.05 Konstruktorsko-tekhnologicheskoe obespechenie mashinostroitel’nykh proizvodstv (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1485 [On the approval of the federal state educational standard for higher education in the fi eld of training. 15.04.05 Design and technological support of engineering industries (master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia from November 21, 2014 No. 1485]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 93/91/5

7. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.04.01 Tekhnosfernaya bezopasnost’ (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.03.2015 № 172 [On the approval of the federal state educational standard of higher education in the fi eld of training 20.04.01 Technospheric security (master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 06.03.2015 № 172]. Available at: http:// fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

8. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 22.04.01 Materialovedenie i tekhnologii materialov (uroven’ magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № 907 [On the approval of the federal state educational standard for higher education in the field of training. 22.04.01 Materials Science and Materials Technology (Master’s level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 28, 2015 № 907]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5

9. Strategiya modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya: Materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obshchego obrazovaniya [Strategy for the modernization of the content of general education: Materials for the development of documents for the renewal of general education]. Moscow, «Mir knigi» Publ., 2001. 104 p.

10. Khutorskoy A.V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya [Practice on didactics and modern teaching methods]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 541 p.

11. Shaposhnikov K.V. Kontekstnyy podkhod v protsesse formirovaniya professional’noy kompetentnosti budushchikh lingvistov-perevodchikov. Kand. Diss [Contextual approach in the process of forming the professional competence of future linguists and translators. Cand. Diss]. Yoshkar-Ola, 2006. 26 p.

Login or Create
* Forgot password?