Исследованы вопросы влияния факторов корпоративной социальной ответственности на процессы разработки и реализации стратегии организации. Рассмотрены примеры социальной ответственности известных компаний. Выявлены ключевые факторы, обусловливающие корпоративную социальную ответственность. Представлены основные положения стратегии, учитывающие факторы корпоративной социальной ответственности.
корпоративная социальная ответственность, стратегия.
Цель деятельности каждой коммерческой организации заключается в получении прибыли, однако гуманизация современного общества меняет ключевые ориентиры. Лозунг «максимальная прибыль любой ценой» сегодня приобретает иное звучание — «получение прибыли с учетом общественных интересов, роста благосостояния персонала, роста национального богатства и обеспечения безопасности окружающей среды». В терминологию менеджмента вошло новое понятие — корпоративная социальная ответственность (КСО). Впервые концепция КСО была озвучена в западных странах. Европейская комиссия дает такое определение: КСО (Corporate Social Responsibility, CSR) — это концепция, согласно которой компании интегрируют социальные и экологические проблемы в их бизнес-процессы и в их взаимодействии с заинтересованными сторонами на добровольной основе. CSR остается приоритетом для Европейской комиссии, при этом концепция КСО стала частью долгосрочной стратегии повышения качества жизни, которое является приоритетом в деятельности компании в условиях экономического спада [1].
Однако многоаспектность данной концепции, влияние на ее развитие политической составляющей, национального менталитета, особенностей ведения бизнеса в стране заставляют исследовать ее применимость и возможность ее адаптации для российской экономики. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- определить различие в понимании термина КСО для западных и отечественных компаний;
- определить основные преимущества внедрения концепции для отечественного бизнеса и общества;
- определить формы контроля со стороны государства и общества реализации принципов КСО;
- проанализировать динамику роста числа социально ответственных предприятий;
- выявить ключевые препятствия для развития КСО в России.
Научные дискуссии о сущности данного термина и практической значимости концепции для организаций впервые были представлены в западных странах, и за несколько десятилетий принципы КСО стали основой деятельности зарубежных компаний. Исторически сложилась ситуация, когда западные компании могли развиваться при условии выполнения социальных программ при государственной поддержке.
1. Corporate Social Responsibility (CSR). URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/109&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en.
2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 272 с.
3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
4. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2008-2011. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/news/view/1492. html.
5. Корпоративные социальные отчеты ОАО «РЖД». URL: http://rzd.ru/static/public/rzd?STRUCTURE_ID=5085.
6. Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «ФСК ЕЭС» за 2010 год. URL: http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/20110823_fsk_sr2010_web.pdf.
7. Шихвердиев А.П., Серяков А.В. Социальная ответственность бизнеса как элемент эффективного корпоративного управления. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-1/8/8.html.
8. Демин Е. Письмо № 78. URL: http://www.splat.ru/pisma1.html.