с 01.01.1993 по 27.09.2018
Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Институт новых материалов и технологий, доцент)
с 01.01.1993 по 27.09.2018
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Статья посвящена исследованию направленности личности будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности. Направленность личности рассматривается как одна из важнейших личностных переменных, которая играет особую роль в самоактуализации личности, оказывает влияние на результаты образовательной и профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования структуры направленности личности курсантов 1-го курса в начале их обучения в Уральском институте ГПС МЧС России. Установлены различия в структуре направленности личности у курсантов различных направлений подготовки, а также выявлено влияние направленности личности на результаты обучения по дисциплинам естественно-научного цикла.
пожарная безопасность, техносферная безопасность, профессиональная подготовка, направленность личности, деловая направленность, личностная направленность, коллективистская направленность.
Введение
Несмотря на широкое внедрение современных автоматизированных и роботизированных систем в профессиональную деятельность сотрудника МЧС России, роль человеческого фактора в преодолении последствий нештатных и чрезвычайных ситуаций не уменьшается, а только возрастает. Статистика данных по нештатным и чрезвычайным ситуациям и их последствиям [1] не дает оснований полагать, что потребность в профессиональных сотрудниках МЧС будет снижаться. Служба сотрудников МЧС — одна из самых специфических сфер профессиональной деятельности, так как соединяет в себе аспекты обучения (профессиональная подготовка), труда (различные виды хозяйственных работ), спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях [2]. Траектория и результаты профессионального становления у каждого человека индивидуальны и во многом зависят от особенностей личности, ее направленности и мотивации в период выбора направления будущей профессиональной деятельности и успешности профессиональной подготовки. Сегодня в любой сфере деятельности (а в МЧС особенно) необходим выпускник вуза с современными профессиональными знаниями, готовый участвовать в инновационных проектах и адаптироваться к новым задачам и условиям, генерировать и презентовать новые идеи, брать на себя ответственность за результаты своей работы. На это должны быть нацелены личностно-развивающие и компетентностно-ориентированные технологии современной профессиональной подготовки специалистов для МЧС. Авторы данной статьи согласны с тем, что «в качестве фактора, обеспечивающего сбалансированность выбора профессии и дальнейших перспектив профессионального становления, выступает направленность личности юноши (девушки). Направленность личности задает основной вектор развития личности в целом и профессионального становления в частности…» [3]. Для людей, выбирающих столь непростую службу в МЧС, это особенно актуально. В работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн) [3] показано, что направленность личности формируется в период старшего подросткового возраста, но феномен ее проявления у будущих обучаемых и курсантов вузов МЧС практически не исследован. Актуальность данной работы определяется противоречием между необходимостью реализации личностно-развивающей и компетентностно-ориентированной парадигм профессиональной подготовки специалистов для МЧС и отсутствием исследований по структуре направленности личности курсантов вузов МЧС. В данной статье объектом исследования является направленность личности обучающегося в вузе МЧС России.
1. Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats (дата обращения: 20.09.2018).
2. Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России [Электронный ресурс]. - URL: https://secandsafe.ru/stati/pojarnaya_bezopasnost/psikhologhichieskiie_triebovaniia_k_sotrudniku_gps_mchs_rossii (дата обращения: 08.09.2018).
3. Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Ю. Спиридонова. - М., 2011. - 27 с.
4. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.С. Колмогорова. - Барнаул, 2004. - 228 с.
5. Зыбина Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.Н. Зыбина. - Новосибирск, 2009. - 317 с.
6. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/21/1330 (дата обращения: 08.09.2018).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность» (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки). [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/3/1833 (дата обращения: 08.09.2018).
9. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах [Текст] / В.А. Дюк. - СПб.: Питер, 1997. - 240 с.
10. Молокоедов А.В. К проблеме личностного выбора профессии (на примере военных специальностей) [Текст] / А.В. Молокоедов // Материалы ХIХ Международной научно-практической конференции «European Research: Innovation in Science, Education and Technology / Европейские научные исследования: инновации в науке, образовании и технологиях». Лондон. Великобритания, 29.12.2012. - URL: http:// www.EuropeanResearch:InnovationinScience (дата обращения: 20.09.2018).
11. Молокоедов А.В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа [Текст]: монография / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков, С.В. Франц. - М.: Левъ, 2017. - 265 с.