Красноярск, Красноярский край, Россия
с 10.04.2013 по настоящее время
Красноярск, Красноярский край, Россия
ГРНТИ 14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
ОКСО 44.06.01 Образование и педагогические науки
ББК 744 Образование взрослых. Педагогика взрослых
ТБК 3671 Образование взрослых. Андрагогика
В статье анализируются подходы к определению понятия «становление психолого-педагогической компетентности молодых специалистов», представлена структура психолого-педагогической компетентности молодых педагогов и на ее основе разработаны критерии становления психолого-педагогической компетентности молодых специалистов в региональной системе образования: эмоционально-ценностный критерий, раскрывающий особенности мотивационно-ценностной сферы молодого педагога и проявляющийся в эмоциональном отношении к разным сторонам профессиональной деятельности; когнитивно-содержательный критерий, отражающий наличие у молодых педагогов базовых психолого-педагогических знаний и обоснованное их применение в педагогической практике учителя; деятельностно-поведенческий критерий, включающий особенности психолого-педагогической компетентности молодых педагогов через практические умения реализации профессиональной деятельности и поведения.
становление, психолого-педагогическая компетентность, молодые педагоги, критерии становления психолого-педагогической компетентности молодых специалистов (эмоционально-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностно-поведенческий).
Одним из ключевых требований к педагогу в ситуации реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является обеспечение образовательной динамики каждого обучающегося в соответствии с его образовательными возможностями, потребностями и запросами. Это предъявляет высокие требования к психолого-педагогической компетентности педагога, которые сформулированы в профессиональном стандарте педагога (воспитателя) через описание трудовых действий. Данная компетентность включена в перечень исследуемых компетентностей в рамках новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов [9, 12, 13]. Сложность ситуации молодых педагогов заключается в том, что, с одной стороны, они недостаточно готовы к реализации новых профессиональных задач в ситуации меняющихся
требований к педагогической деятельности, с другой стороны, им необходимо продуктивно разрешить ситуацию профессиональной адаптации. В силу вышесказанного назрела необходимость поиска и обоснования путей обеспечения становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов, способствующей их «закрепляемости» в профессии. Для качественной организации данного процесса необходимо разработать критерии, позволяющие оценить как сам процесс становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов, так и его результат. Для решения данной задачи в рамках нашей статьи необходимо определиться с рабочими
понятиями. Исследуемая психолого-педагогическая компетентность является частью профессиональной компетентности, которая обеспечивает готовность педагога решать профессиональные задачи (результативно осуществлять педагогическую деятельность), учитывая изменчивость ситуации, разные контексты. На основании проведенного теоретического анализа, опираясь на сделанные в этой области системные обобщения, выделим три компонента в структуре профессиональной компетентности, нашедшие свое отражение в теориях разных авторов: мотивационно-ценностный (аксиологический), деятельностный (практический, операциональный, коммуникативный), когнитивный (гностический) компоненты. Строя понимание структуры психолого-педагогической компетентности, мы предлагаем их рассматривать как ключевые.
1. Выпряжкина И.Б. Психолого-педагогическая компетентность учителей гимназических классов: динамика, развитие, оценка при аттестации : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2004. - 186 с.
2. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 61-66.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб ное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 336 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания : учебное пособие. - М., 1985. 108 с.
5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
8. Митрофанов К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования : монография. - Красноярск, 2012. - 316 с.
9. Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов [Электронный ресурс]. - URL: https://админ.минобрнауки.рф/media/events/files/41d6c5be9f976020a135.pdf (дата обращения: 06.07.2018).
10. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 1996. - 206 с.
11. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Педагогическое сообщество России, Центр педагогического образования, 2011. - 448 с.
12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - fgosvo.ru/: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/profstandart/01.001.pdf / (дата обращения: 16.04.2018).
13. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс] // www.consultant.ru: База Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 16.04.2018).
14. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
15. Серякова С.Б. О моделировании психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования // Наука и культура России. - 2013. - Т. 1. - С. 197-199.
16. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: eчеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
17. Шингаев С.М. Психолого-педагогическая компетентность педагога современной школы [Электронный ресурс] // Ресурсы, обзоры, новости образования. 2013. Выпуск 21. - URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1950 (дата обращения: 10.03.2017).