Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье определено значение креативной компетентности для современного специалиста-коммуникатора, понимание креативности и креативной компетентности. Дана характеристика деятельности специалиста в сфере профессиональных коммуникаций. Представлен историографический аспект проблемы, структурные модели креативности и креативной компетентности, алгоритм, состоящий из пяти этапов и методы ее формирования в условиях модернизации и инноватизации высшего образования. Названы принципы формирования данного феномена и организационно-педагогические условия. Выделены причины низкого уровня сформированности креативной компетентности специалистов в сфере профессиональных коммуникаций и проблемы ее формирования в вузе.
креативность, креативная компетентность, дивергентное мышление, компетентностная парадигма, профессиональные коммуникации.
Модернизация российского высшего образования, смена образовательной парадигмы с переходом от массово-репродуктивных методов обучения к индивидуально-творческим требуют серьезной рефлексии результата подготовки кадров, формирования профессиональных компетенций и пересмотра «арсенала» педагогических средств, введение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере профессиональных коммуникаций. Будущий специалист-коммуникатор должен овладеть профессиональными компетенциями не только в области коммуникации, имиджмейкинга, организации и управления профессиональной деятельностью, но и в области креатива, так как его деятельность во многом носит созидательный, творческий, новаторский характер. Он призван разрабатывать оригинальные идеи и предлагать неординарные решения проблем, нестандартные оформления событий. Это своеобразный специалист по генерации идей. В последнее время очевидна потребность общества и рынка в высококвалифицированных специалистах, обладающих прочными знаниями, творческими умениями, способных самостоятельно, нестандартно мыслить и нетрадиционно решать возникающие проблемы. Объектом творческих преобразований сегодня являются как деловые, так и межличностные коммуникации [6]. Такие специалисты востребованы на рынке труда, за ними «охотятся» работодатели и готовы платить большие деньги за их оригинальные идеи и проекты. Поэтому современное высшее образование должно формировать у будущих специалистов в области деловой коммуникации креативную компетентность. Креативность — это относительно новая тема для нашего времени. Начало исследований этого феномена приходится на вторую половину XX в. Американские психологи, а затем и российские ученые представили первые разработки, которые и стали методологической основой нашей работы: концепция креативности Д.П. Гилфорда и Э.П. Торренса, концепция феномена творчества С. Кауфмана и Р. Стернберга, теория генеративности Р. Эпстайна, теория творческого потенциала личности Э.П. Торренса, «методика креативного поля» Д.Б. Богоявленской и др. [1; 16–19]. В России в последние десятилетия представлено к защите несколько диссертаций по этой проблеме. Тема креативности особенно актуальна для специальности «Реклама и связи с общественностью», а в последнее время появились такие узкие специализации в профессии, как криейтор, креативный директор. Занимаясь подготовкой специалистов в области рекламы и связей с общественностью в рамках компетентностного подхода, меня давно заботит вопрос формирования креативной компетентности будущих специалистов.
1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: ЦНПРО, 2013. - 208 с.
2. Брякова И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / . - СПб., 2010. - 463 с.
3. Водяха С.А. Креативная компетентность: подходы к измерению [Текст] / С.А. Водяха // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: сб. науч. ст. Всерос. науч.- практ. конф. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - 2012. - С. 28-33.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5. Кудрявцева М.Е. Возможности творческого развития личности в свете современных тенденций в сфере высшего образования [Текст] / М.Е. Кудрявцева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - Ч. 12. - С. 2782-2786.
6. Кудрявцева М.Е. Межличностная и деловая коммуникация: учебное пособие [Текст] / М.Е. Кудрявцева, А.В. Пряхина, Л.М. Семенова - СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2016. - 79 с.
7. Семенова Л.М. Креативные методы в профессиональной подготовке специалистов по связям с общественностью и рекламе [Текст] / Л.М. Семенова // VIII Всероссийский студенческий конгресс «Связи с общественностью и реклама: теория и практика». - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 105-106.
8. Семенова Л.М. Формирование креативной компетентности специалиста по рекламе и связям с общественностью [Текст] / Л.М. Семенова. Гуманитарные технологии в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Калининград, 2018. - С. 31-33.
9. Современная западная философия [Текст]: словарь / сост. Малахов B.C., Филатов В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 1998. - 544 с.
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1953. - 544 с.
11. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза [Текст] / Ф.В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 11-12.
12. Семенова Л.М. Конвергентная и дивергентная педагогика в университетской практике. Наука ЮУрГУ: 67-я научная конференция. 2015 [Электронный ресурс]. - URL:http://elibrary.ru/download/82874734/
13. Соловьева О.В. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы [Текст] / О.В. Соловьева, Л.А. Халилова // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2010. - № 2. - URL: http://ppip.idnk.ru/
14. Поколение Z и его место в истории [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/210221/pokolenie-z-i-egomesto-v-istorii-teoriya-pokoleniy-pokoleniya-x-y-i-z/
15. Шестакова М.А. Клиповое мышление - феномен современности [Электронный ресурс]. - URL: www.informio.ru/publications/id3425/Klipovoe-myshlenie-fenomen-sovremennosti/16. Epstein R. (2005). Generativity theory and creativity. In M.A. Runco & R.S. Albert (Eds.), Theories of creativity (Rev. ed.). Cresskill, NJ: Hampton Press.
16. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 177 p.
17. Kaufman S.B. (2006-2007). Review of Creativity from Constraints: The Psychology of Breakthrough by Patricia D. Stokes. Imagination, Cognition, and Personality, 26, 273-278 p.
18. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. Pp. 663-679.
19. Epstein R. (2005). Generativity theory and creativity. In M.A. Runco & R.S. Albert (Eds.), Theories of creativity (Rev. ed.). Cresskill, NJ: Hampton Press.