Abstract and keywords
Abstract (English):
The article defines the value of creative competence for the modern communication specialist, as well as the comprehension of creativity and creative competence. The characteristic of activity of the expert in the sphere of professional communications is given. The article presents the historiographical aspect of the problem, structural models of creativity and creative competence, the algorithm consisting of five stages and methods of its formation in the conditions of modernization and innovation of higher education. The principles of formation of this phenomenon and organizational and pedagogical conditions are named. The article highlights the reasons for the low level of specialists’ creative competence in the field of professional communications and the problems of its formation in the university.

Keywords:
creativity, creative competence, divergent thinking, competence- based paradigm, professional communication.
Text

Модернизация российского высшего образования, смена образовательной парадигмы с переходом от массово-репродуктивных методов обучения к индивидуально-творческим требуют серьезной рефлексии результата подготовки кадров, формирования профессиональных компетенций и пересмотра «арсенала» педагогических средств, введение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере профессиональных коммуникаций. Будущий специалист-коммуникатор должен овладеть профессиональными компетенциями не только в области коммуникации, имиджмейкинга, организации и управления профессиональной деятельностью, но и в области креатива, так как его деятельность во многом носит созидательный, творческий, новаторский характер. Он призван разрабатывать оригинальные идеи и предлагать неординарные решения проблем, нестандартные оформления событий. Это своеобразный специалист по генерации идей. В последнее время очевидна потребность общества и рынка в высококвалифицированных специалистах, обладающих прочными знаниями, творческими умениями, способных самостоятельно, нестандартно мыслить и нетрадиционно решать возникающие проблемы. Объектом творческих преобразований сегодня являются как деловые, так и межличностные коммуникации [6]. Такие специалисты востребованы на рынке труда, за ними «охотятся» работодатели и готовы платить большие деньги за их оригинальные идеи и проекты. Поэтому современное высшее образование должно формировать у будущих специалистов в области деловой коммуникации креативную компетентность. Креативность — это относительно новая тема для нашего времени. Начало исследований этого феномена приходится на вторую половину XX в. Американские психологи, а затем и российские ученые представили первые разработки, которые и стали методологической основой нашей работы: концепция креативности Д.П. Гилфорда и Э.П. Торренса, концепция феномена творчества С. Кауфмана и Р. Стернберга, теория генеративности Р. Эпстайна, теория творческого потенциала личности Э.П. Торренса, «методика креативного поля» Д.Б. Богоявленской и др. [1; 16–19]. В России в последние десятилетия представлено к защите несколько диссертаций по этой проблеме. Тема креативности особенно актуальна для специальности «Реклама и связи с общественностью», а в последнее время появились такие узкие специализации в профессии, как криейтор, креативный директор. Занимаясь подготовкой специалистов в области рекламы и связей с общественностью в рамках компетентностного подхода, меня давно заботит вопрос формирования креативной компетентности будущих специалистов.

References

1. Bogoyavlenskaya D.B. Odarennost’: priroda i diagnostika [Giftedness: nature and diagnostics]. Moscow, ANO «TsNPRO» Publ., 2013. 208 p.

2. Bryakova I.E. Metodicheskaya sistema formirovaniya kreativnoy kompetentnosti studentov-filologov pedagogicheskogo vuza. Dokt. Diss. [Methodical system of formation of creative competence of students-philologists of pedagogical high school. Doct. Diss.]. St. Petersburg, 2010. 463 p.

3. Vodyakha S.A. Kreativnaya kompetentnost’: podkhody k izmereniyu [Creative competence: approaches to measurement]. Otsenka kachestva obucheniya v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh [Evaluation of the quality education in educational institutions]. Ekaterinburg: Ural’skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet Publ. 2012, pp. 28-33.

4. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and Creativity in Childhood]. St. Petersburg, SOYuZ Publ., 1997. 96 p.

5. Kudryavtseva M.E. Vozmozhnosti tvorcheskogo razvitiya lichnosti v svete sovremennykh tendentsiy v sfere vysshego obrazovaniya [Possibilities of creative development of personality in the light of current trends in higher education]. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research]. 2013, I. 10, pp. 2782-2786.

6. Kudryavtseva M.E. Mezhlichnostnaya i delovaya kommunikatsiya [Interpersonal and Business Communication]. St. Petersburg, SPbGEU Publ. 2016. 79 p.

7. Semenova L.M. Kreativnye metody v professional’noy podgotovke spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost’yu i reklame [Creative methods in the professional training of specialists in public relations and advertising]. VIII Vserossiyskiy studencheskiy kongress «Svyazi s obshchestvennost’yu i reklama: teoriya i praktika» [VIII All-Russian Student Congress “Public Relations and Advertising: Theory and Practice”]. Chelyabinsk: YuUrGU Publ., 2009, pp. 105-106.

8. Semenova L.M. Formirovanie kreativnoy kompetentnosti spetsialista po reklame i svyazyam s obshchestvennost’yu [Formation of creative competence of a specialist in advertising and public relations]. Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Humanitarian technologies in the modern world: materials of the VI International Scientific and Practical Conference]. Kaliningrad, 2018, pp. 31-33.

9. Sovremennaya zapadnaya filosofiya: slovar’ [Modern Western philosophy: vocabulary]. Moscow, TON - Ostozh’e Publ., 1998. 544 p.

10. Tolstoy L.N. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1953. 544 p.

11. Sharipov F.V. Professional’naya kompetentnost’ prepodavatelya vuza [Professional competence of the university teacher]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2010, I. 1, pp. 11-12.

12. Semenova L.M. Konvergentnaya i divergentnaya pedagogika v universitetskoy praktike. Nauka YuUrGU: 67-ya nauchnaya konferentsiya [Convergent and divergent pedagogy in university practice. Science SUSU: 67th Scientific Conference]. 2015. Available at: http://elibrary.ru/download/82874734/

13. Solov’eva O.V., Khalilova L.A. Kreativnost’ v strukture pedagogicheskogo myshleniya budushchikh prepodavateley vysshey shkoly [Creativity in the structure of pedagogical thinking of future teachers of higher education]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied psychology and psychoanalysis]. 2010, I. 2. Available at: http://ppip.idnk.ru

14. Pokolenie Z i ego mesto v istorii [Generation Z and its place in history]. Available at: http://fb.ru/article/210221/pokoleniez-i-ego-mesto-v-istorii-teoriya-pokoleniy-pokoleniya-x-y-i-z/

15. Shestakova M.A. Klipovoe myshlenie - fenomen sovremennosti [Klypovoe thinking is a phenomenon of modernity]. 2017. Available at: www.informio.ru/publications/id3425/Klipovoemyshlenie-fenomen-sovremennosti/

16. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 177 p.

17. Kaufman S.B. (2006-2007). Review of Creativity from Constraints: The Psychology of Breakthrough by Patricia D. Stokes. Imagination, Cognition, and Personality, 26, 273-278 p.

18. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.

19. Epstein R. (2005). Generativity theory and creativity. In M.A. Runco & R.S. Albert (Eds.), Theories of creativity (Rev. ed.). Cresskill, NJ: Hampton Press.

Login or Create
* Forgot password?