Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлен отчет о проходившей в июне 2018 г. Международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» на базе федерального государственного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
образовательное пространство, информатизация, информационная эпоха, информационные технологии, образование.
5-6 июня в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» проходила ежегодная Международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018).
В первый день конференции с приветственным словом к собравшимся обратились директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) Тао Чжань и директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.
В своем докладе Светлана Вениаминовна затронула наиболее острые вопросы в развитии педагогической науки, недостаточно учитывающей вызовы нового времени, другую личность ребенка, слабо использующей знания смежных наук. Особое внимание в информационную эпоху при создании цифровой школы, считает С.В. Иванова, необходимо уделить проблеме игромании: «Что является острейшей детской и подростковой проблемой эпохи, характеризуемой как информационная? Информационная эпоха при всем позитиве и неотвратимости принесла нам очень острые проблемы, из них главная – игромания. Этим надо заниматься срочно, мы упустим поколения, количество пострадавших в разы превысит количество наркоманов».
В этот же день был проведен видеомост с коллегой из США Олегом Владиславовичем Воскресенским, филологом, магистром богословия, кандидатом педагогических наук, соавтором школьных учебников по «Основам православной культуры» и «Основам мировых религиозных культур», алтарником русской православной церкви в г. Фридли, штат Миннесота, США. Позже Олег Владиславович поблагодарил организаторов Международной конференции за предоставленную возможность виртуально поприсутствовать на конференции, назвав выступления всех участников первого дня «очень важными и конструктивными».
В пленарных заседаниях конференции 5 и 6 июня прозвучали выступления научных сотрудников Института стратегии развития образования РАО, Российской академии образования, МГУ имени Ломоносова, Финансового университета при Правительстве РФ, Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Российского университета дружбы народов. Докладчики затронули проблемы высшего образования в эпоху глобальных перемен, проблемы инновационных образовательных практик в общем и профессиональном образовании (А.П. Суходимцева), а также проблемы мотивации педагога на поиск и освоение новых образовательных технологий в условиях информатизации (Е.Н. Молодых). В выступлениях рассматривались вопросы особенностей архивных исследований в информационную эпоху (К.С. Шаров), проблемы и перспективы развития информационного общества в процессе информатизации образовательного пространства (А.С. Розанов), базовые потребности и дивергентное мышление в современном информационном мире (В.Н. Никитин), а также проблемы цифровой грамотности (О.Н. Цветкова, О.П. Чигишева и др.), особо указав на роль современной семьи в социокультурном пространстве (И.С. Данилова) и многие другие вопросы.
Например, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени Ломоносова, доктор философских наук, профессор Г.В. Сорина определила интеллектуальный инструментарий формирования образовательного пространства; заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.А. Лукацкий рассмотрел проблемы, стоящие перед развитием высшего образования в эпоху глобальных и информационных вызовов; заведующая центром педагогической компаративистики Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук И.А. Тагунова раскрыла пути решения современных проблем интерпретации в междисциплинарном аспекте; заведующая центром стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.Л. Селиванова в своем докладе раскрыла проблемы, возникающие в ходе педагогической экспертизы процесса воспитания.
Новые подходы к решению обозначенных задач были определены в докладах профессора кафедры History and Philosophy of Science Studies in European Civilization Афинского Открытого университета (Греция) Вандулакиса Иоанниса на тему: «Значение аргументации в процессе поиска математического доказательства», заместителя заведующего центром педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук Н.Н. Найденовой: «Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность в информационную эпоху», заведующей лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук И.М. Осмоловской «Инновационные образовательные практики в общем и профессиональном образовании», ведущего научного сотрудника центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук, доцента В.К. Пичугиной: «Образовательные пространства прошлого для будущего» и других докладах.
В ходе работы конференции обозначились новые направления исследований образовательного пространства в информационную эпоху, связанные с влиянием информатизации на развитие языковой культуры (Е.Г. Тарева, Н.В. Новоспасская и др.), в рамках исследований по сравнительной педагогике (И.Б. Кроткина, О.И. Александрова, Т.Н. Бокова, А.П. Суходимцева, О.Н. Мачехина, М.И. Кузнецова и др.), в рамках исследований вопросов музейной (О.В. Иванова и др.) и музыкальной педагогики (Л.Л. Алексеева, И.М. Красильников и др.).
Конференция также актуализировала проблему влияния информационной культуры на развитие идентификации подростков (Н.Л. Смакотина), высветила педагогические проблемы профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в молодежной среде (С.С. Оганесян), формирования универсальных учебных действий младших школьников в контексте современной образовательной среды (Л.С. Сильченкова), развития коммуникативных компетенций при использовании инновационных технологий в образовательном процессе (И.В. Бугаева).
Всего был заявлен 31 доклад с участием научных сотрудников Московских учебных и научных организаций (Институт стратегии развития образования РАО, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский социально-педагогический институт, Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ), Финансовый университет при правительстве РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Российского университета дружбы народов (РУДН), Московский городской педагогический университет, ФКУНИИ ФСИН России, Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева, Российская академия образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)). Также принимали участие в работе конференции зарубежные коллеги из Афинского Открытого университета (Греция).
В ходе конференции было собрано и подготовлено к публикации около 100 статей. В сентябре этого года планируется публикация онлайн сборников научных трудов конференции на английском языке, индексируемые в международной базе данных Web of Science и русском языке, размещаемые в РИНЦ.
1. Текст