Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents a report on the International Conference "Educational Space in the Information Age" held in June 2018 on the basis of the federal state scientific institution "The Institute for the Development Strategy of the Russian Academy of Education".
educational space, informatization, information age, information technologies, education.
5-6 июня в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» проходила ежегодная Международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018).
В первый день конференции с приветственным словом к собравшимся обратились директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) Тао Чжань и директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.
В своем докладе Светлана Вениаминовна затронула наиболее острые вопросы в развитии педагогической науки, недостаточно учитывающей вызовы нового времени, другую личность ребенка, слабо использующей знания смежных наук. Особое внимание в информационную эпоху при создании цифровой школы, считает С.В. Иванова, необходимо уделить проблеме игромании: «Что является острейшей детской и подростковой проблемой эпохи, характеризуемой как информационная? Информационная эпоха при всем позитиве и неотвратимости принесла нам очень острые проблемы, из них главная – игромания. Этим надо заниматься срочно, мы упустим поколения, количество пострадавших в разы превысит количество наркоманов».
В этот же день был проведен видеомост с коллегой из США Олегом Владиславовичем Воскресенским, филологом, магистром богословия, кандидатом педагогических наук, соавтором школьных учебников по «Основам православной культуры» и «Основам мировых религиозных культур», алтарником русской православной церкви в г. Фридли, штат Миннесота, США. Позже Олег Владиславович поблагодарил организаторов Международной конференции за предоставленную возможность виртуально поприсутствовать на конференции, назвав выступления всех участников первого дня «очень важными и конструктивными».
В пленарных заседаниях конференции 5 и 6 июня прозвучали выступления научных сотрудников Института стратегии развития образования РАО, Российской академии образования, МГУ имени Ломоносова, Финансового университета при Правительстве РФ, Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Российского университета дружбы народов. Докладчики затронули проблемы высшего образования в эпоху глобальных перемен, проблемы инновационных образовательных практик в общем и профессиональном образовании (А.П. Суходимцева), а также проблемы мотивации педагога на поиск и освоение новых образовательных технологий в условиях информатизации (Е.Н. Молодых). В выступлениях рассматривались вопросы особенностей архивных исследований в информационную эпоху (К.С. Шаров), проблемы и перспективы развития информационного общества в процессе информатизации образовательного пространства (А.С. Розанов), базовые потребности и дивергентное мышление в современном информационном мире (В.Н. Никитин), а также проблемы цифровой грамотности (О.Н. Цветкова, О.П. Чигишева и др.), особо указав на роль современной семьи в социокультурном пространстве (И.С. Данилова) и многие другие вопросы.
Например, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени Ломоносова, доктор философских наук, профессор Г.В. Сорина определила интеллектуальный инструментарий формирования образовательного пространства; заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.А. Лукацкий рассмотрел проблемы, стоящие перед развитием высшего образования в эпоху глобальных и информационных вызовов; заведующая центром педагогической компаративистики Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук И.А. Тагунова раскрыла пути решения современных проблем интерпретации в междисциплинарном аспекте; заведующая центром стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.Л. Селиванова в своем докладе раскрыла проблемы, возникающие в ходе педагогической экспертизы процесса воспитания.
Новые подходы к решению обозначенных задач были определены в докладах профессора кафедры History and Philosophy of Science Studies in European Civilization Афинского Открытого университета (Греция) Вандулакиса Иоанниса на тему: «Значение аргументации в процессе поиска математического доказательства», заместителя заведующего центром педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук Н.Н. Найденовой: «Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность в информационную эпоху», заведующей лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук И.М. Осмоловской «Инновационные образовательные практики в общем и профессиональном образовании», ведущего научного сотрудника центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук, доцента В.К. Пичугиной: «Образовательные пространства прошлого для будущего» и других докладах.
В ходе работы конференции обозначились новые направления исследований образовательного пространства в информационную эпоху, связанные с влиянием информатизации на развитие языковой культуры (Е.Г. Тарева, Н.В. Новоспасская и др.), в рамках исследований по сравнительной педагогике (И.Б. Кроткина, О.И. Александрова, Т.Н. Бокова, А.П. Суходимцева, О.Н. Мачехина, М.И. Кузнецова и др.), в рамках исследований вопросов музейной (О.В. Иванова и др.) и музыкальной педагогики (Л.Л. Алексеева, И.М. Красильников и др.).
Конференция также актуализировала проблему влияния информационной культуры на развитие идентификации подростков (Н.Л. Смакотина), высветила педагогические проблемы профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в молодежной среде (С.С. Оганесян), формирования универсальных учебных действий младших школьников в контексте современной образовательной среды (Л.С. Сильченкова), развития коммуникативных компетенций при использовании инновационных технологий в образовательном процессе (И.В. Бугаева).
Всего был заявлен 31 доклад с участием научных сотрудников Московских учебных и научных организаций (Институт стратегии развития образования РАО, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский социально-педагогический институт, Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ), Финансовый университет при правительстве РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Российского университета дружбы народов (РУДН), Московский городской педагогический университет, ФКУНИИ ФСИН России, Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева, Российская академия образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)). Также принимали участие в работе конференции зарубежные коллеги из Афинского Открытого университета (Греция).
В ходе конференции было собрано и подготовлено к публикации около 100 статей. В сентябре этого года планируется публикация онлайн сборников научных трудов конференции на английском языке, индексируемые в международной базе данных Web of Science и русском языке, размещаемые в РИНЦ.
1. Tekst