К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ И АКТУАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос становления и развития преподавания региональной истории. Выделены основные этапы разработки региональных учебно-методических комплектов(УМК), обусловленные принятием нормативных документов, определяющих цели и содержание школьного образования: Обязательный минимум содержания основного общего и полного среднего образования 1998/1999 гг.; Государственный образовательный стандарт 2004 г., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (введен в действие с 1.09.2013 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (введен в действие с 1.09.2014 г.); Историко-культурный стандарт 2013 г. Приведена характеристика региональных УМК, рассмотрены проблемы их дальнейшего развития.

Ключевые слова:
региональная история, учебно-методический комплект, учебник по региональной истории, региональный компонент государственного образовательного стандарта, инвариантная и вариативная части учебного плана, Историко-культурный стандарт, историческое краеведение.
Текст

История России органически состоит из истории составляющих ее регионов. Многообразие и богатство смыслов истории нашей страны делает ее абсолютно уникальной, устойчивой к различным цивилизационным вызовам. В истории Руси-России сочетаются элементы земледельческих цивилизаций и цивилизаций кочевых народов, номадов. Издревле Россия осуществляла социокультурный синтез между Европой и Азией. Поэтому построение курса истории России неотъемлемо от развития знания по истории российских регионов и народов. Построение курсов региональной истории прошло в современной России несколько этапов, обусловленных становлением отечественной системы общего образования. Первый период — становление региональной истории, приходится на 1990-е гг. Главным лейтмотивом этого периода стало предоставление субъектам Российской Федерации самостоятельно определять содержание и направленность курсов истории регионов. Отсутствовали единые государственные нормативные документы, определяющие содержательный контент и требования, предъявляемые к освоению школьных дисциплин. В соответствии с интеллектуальными и финансовыми возможностями регионов, приоритетами политики региональных властей начался процесс создания программ изучения истории регионов, разработка методических материалов, учебников и учебных пособий. В первую очередь приступили к такой работе в автономных республиках, отличающихся ярким этносоциальным, этнокультурным компонентом.
В этой связи отметим среди первого поколения учебной литературы по региональной истории следующие пособия:
■ История татарского народа и Татарстана. Фахрутдинов Р.Г., подготовленный в Казани в 1995 г.
■ Народы Карачаево-Черкесии. История и культура. 1998 г.
В 1990-е гг. создаются первые учебные пособия для школ в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Псковской области и других регионах России. В 1998–1999 г. были утверждены Министерством образования России Обязательные минимумы содержания основного общего (1998 г.) и полного среднего образования (1999 г.). Это послужило основой для создания нового поколения учебников и пособий по региональной истории.
 

Список литературы

1. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы: учебник для 9 классов общеобразовательных школ. - Кызыл, 2006.

2. Акманов И.Г. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005. - 248 с.

3. Горелова Н.А., Кузина И.Н., Поникарова Н.М. Москвоведение. Здравствуй, Москва : учебник для 2, 3, 4 кл. общеобраз. учреждений / М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники». - М., 1998.

4. Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

5. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

6. Москвоведение : учебник. 8-9 классов / Под ред. С.И. Козленко. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 1998.

7. Москвоведение : Учебник для 10-11 классов / Под ред. М.М. Горинова. - М., 1998.

8. Алексеев А.И., Ким Э.В., Козленко С.И. Москвоведение. Наш город : учебник для 5-7 классов. - М., 1999.

9. Рябцев Ю.С. Москвоведение. XX - начало XXI в. 9 класс. - М.: Московские учебники, 2008.

10. История Московской области: Учебное пособие для общеобразовательных школ. - М., 2005.

11. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. ХХ века / под ред. А.М. Селиванова. - Ярославль, 2000.

12. Марасанова В.М, Салова Ю.Г. История культуры Ярославского края с древнейших времен до конца ХVIII в. : учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2008.

13. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И., Мухамадеев А.Р., Миргалеев И.М., Гибатдинов М.М. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI века: 5-6 классы : Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - Казань: Татарское детское изд-во, 2016.

14. Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана: вторая половина XVI - XVIII века : Учебное пособие для 7 кл. основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2004. - 111 с.

15. История Башкортостана (История России через историю регионов): Учебное пособие. - М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017.

16. История Крыма (История России через историю регионов): Учебное пособие. | М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017

17. История Саратовского Поволжья (История России через историю регионов): Учебное пособие / В.Г. Петрович. - 2017.

18. История Оренбурга. (История России через историю регионов): учебное пособие. - М.: ООО «Интеграция: Образование и наука», 2017.

19. История Новосибирской области. (История России через историю регионов): учебное пособие / науч. ред. В.И Молодин. - М.: ООО «Интеграция: Образование и наука», 2017.

Войти или Создать
* Забыли пароль?