МОДЕЛИ ПРОФИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор рассматривает вопросы профильного обучения в системе общего образования, в частности, вопросы выбора профилей (направлений) общеобразовательными организациями. Дано определение понятия «профильное обучение». Автор приводит цели профильного обучения, анализирует сущность и характерные признаки существующих моделей профильного обучения, выделяет базовые модели, формулирует условия эффективной реализации моделей профилизации.

Ключевые слова:
профилизация, профильное обучение, система общего образования, модели профилизации, модернизация образования. Abstract
Текст

Вопросы профилизации системы общего образования с каждым годом встают особенно остро. Несмотря на то что переход к средней профильной школе осуществляется вот уже почти два десятилетия, однозначно утверждать о завершении этого процесса нельзя. Многие общеобразовательные организации до сих пор переходят к профильному обучению, даже будучи уже реализаторами тех или иных профилей обучения, «обрастают» новыми профилями, тем самым в полной мере, причисляя себя к носителям многопрофильной модели обучения. Достаточно привести тот факт, что в 2015 г. на базе Южного федерального университета совместно с Управлением образования г. Ростова-на-Дону был учрежден проект «Образовательный кластер ЮФУ», который чуть позже «перерос» в «Образовательный кластер ЮФО». Под эгидой данного проекта было сформировано 28 площадок (28 общеобразовательных организаций г. Ростова-на-Дону), на базе которых были открыты профильные педагогические классы. Почему процесс перехода к средней профильной школе еще не завершен, несмотря на поставленную задачу к 2018 г. полностью перейти к профильному обучению? (см. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (новая редакция), утверждены Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 14.05.2015). Для осмысления приведенной нами проблемы завершения перехода к среднему профильному общему образованию, рассмотрим основные этапы становления российской профильной школы, проанализируем основные понятия «профилизация», «профильное обучение», «профильная школа», а также выделим базовые модели профилизации отечественной средней школы. Из истории профилизации отечественного образования известно, что определенные и выбора будущей профессии установились к концу XIX — началу XX в. (такие педагоги, психологи, как: В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, Н.А. Рыбников и др.). С.С. Кравцов, в своем исследовании выделяет три этапа становления современной российской профильной школы [7]: «Концепция общего среднего образования» (1988 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (2010 г.), «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.). Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [6]. Согласно же п. 4 ст. 66 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» под профильным обучением понимается организация образовательной деятельности, основанная на содержании образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы [4].

Список литературы

1. Алексеева Г.И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения в северных регионах России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2009. - 57 с.

2. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.: «5 за знания», 2006. - 256 с.

3. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1 - C. 115-118.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Эксмо, 2018. - 224 с.

5. Каргина Е.М. Анализ понятия профилизации образовательной среды в современной методологии познания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6 - C. 68-79.

6. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - C. 12-34.

7. Кравцов С.С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2007. - 57 с.

8. Никодимова Е.А. Подготовка к введению профильного обучения: управление процессом: методические рекомендации / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования. - Вологда: ВИРО, 2016. - 52 с.

9. Петрачкова Т.И. Организационно-педагогические условия преемственности общего и профессионального образования в профильной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2008. - 21 с.

10. Черноусенко Т.И. Ценности и смыслы профилизации современной школы // Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 176 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?